Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 6 февраля 2014 г. N 42 "Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности пассажирских канатных дорог и фуникулеров" стр. 7

109. Прочность канатов при растяжении должна соответствовать параметрам, определяемым по формуле:
;
где:
- разрывное усилие каната в целом, принимаемое по сертификату или свидетельству об испытании;
S - наибольшее натяжение каната;
- минимальный коэффициент запаса прочности, принимаемый в соответствии с критериями, приведенными в пунктах 118 - 122 настоящих ФНП.
110. При указании в сертификате (свидетельстве об испытании) организации-изготовителя суммарного разрывного усилия всех проволок, разрывное усилие каната в целом определяют путем умножения суммарного разрывного усилия всех проволок на коэффициент потери сечения.
111. Коэффициент потери сечения составляет:
для круглопрядных канатов - 0,83;
для канатов закрытой конструкции - 0,9.
112. Выбор каната должен производиться в соответствии с критериями, приведенными в таблице N 1.
таблица N 1

Критерии выбора стальных канатов

Наименование каната
Тип подвесной канатной дороги
Одноканатная или сдвоенная одноканатная дорога
Двухканатная дорога
Несущий канат
Канат закрытой конструкции
Несуще-тяговый канат
Канат двойной свивки
Тяговый канат
Канат двойной свивки
Натяжной канат
Канат двойной свивки
Спасательный канатБарабанная лебедка
Канат двойной свивки
Канатная петля
Канат двойной свивки
Эвакуационный канат
Канат двойной свивки
Вайтовый канат
Канат двойной свивки, канат закрытой конструкции
Канат для подвески сигнального кабеля
Канат одинарной или двойной свивки
Наименование каната
Тип канатной дороги
Наземная КД
Буксировочная КД
Безопорная БКД
Буксировочная с отцепляемыми
буксировочными устройствами
Буксировочная с неотцепляемыми буксировочными устройствами
Тяговый канат
Канат двойной свивки
Канат двойной свивки или полимерный канат
Канат двойной свивки
Канат буксировочного устройства
Канат одинарной свивки, органический или полимерный канат
Натяжной канат (включая сдвоенные канаты)
Канат двойной свивки
Спасательный канатБарабанная лебедка
Канат двойной свивки
Канатная петля
Канат двойной свивки
Эвакуационный канат
Канат двойной свивки, органический или полимерный канат
Вайтовый канат
Канат закрытой конструкции или канат двойной свивки
Канат для подвески сигнального кабеля
Канат одинарной или двойной свивки
Канат тормозного привода
Канат двойной свивки
113. Выбор вида крепления концов каната должен соответствовать параметрам, приведенным в таблице N 2.
таблица N 2

Варианты крепления концов каната

Наименование каната
Вид крепления концов каната
Заливной канатный замок
Зажимная муфта
Барабан
Винтовой зажим
Канатный замок
Счалка
Зажимная канатная петля
Запрессованная канатная петля
Рычажная лебедка
Несущий канат
Да
Да
Тяговый канат
Да
Да
Да
Да
Да
Несуще-тяговый канат
Да
Натяжной канат
Да
Да
Да
Тормозной канат
Да
Да
Вайтовый канатСигнальный кабельСпасательный канатЭвакуационный канат
Да
Да
Да
Да
Да
Да
Да
114. Количество счалок при сращивании тяговых и несуще-тяговых канатов должно быть минимальным и определяться с учетом длины поставляемых канатов.
Минимальная длина счалки должна быть не менее 1200dk (dk - номинальный диаметр каната). При выполнении двух счалок и более расстояние между ними должно быть не менее 3000dk.
115. Диаметр каната в зоне счалки, измеренный в натянутом состоянии, не должен превышать номинальный диаметр более чем на:
5% - между узлами счалки;
15% - в месте узлов счалки для КД с неотцепляемым зажимом;
10% - в месте узлов счалки для КД с отцепляемым зажимом.
116. Сращивание несущего каната на участке движения подвижного состава, а также сращивание натяжных канатов не разрешается.
117. Разрешается производить сращивание концов тяговых канатов ББКД с использованием специальных приспособлений с клиновыми замками.
118. Минимальный коэффициент запаса прочности несущих канатов должен соответствовать указанному значению для следующих трех условий:
Рабочее состояние без активированного тормоза ловителя на несущем канате
3,15
Рабочее состояние с активированным тормозом ловителя на несущем канате
2,7
В нерабочем режиме с учетом климатических условий
2,25
119. Минимальный коэффициент запаса прочности тяговых канатов должен соответствовать следующим значениям:
Наземная КД
4,2
Маятниковая КД без тормоза ловителя на несущем канате
4,5
Маятниковая КД с тормозом ловителя на несущем канате
3,8
Двухканатная КД замкнутого цикла только для одного направления
4
Буксировочная КД
4
120. Минимальный коэффициент запаса прочности для несуще-тяговых канатов принимается равным 4.
121. Минимальный коэффициент запаса прочности для натяжных канатов принимается равным 5. При двух или более идущих параллельно натяжных канатах без уравновешивания сил минимальный коэффициент запаса прочности для всех канатов в совокупности принимается равным 6.
122. Минимальный коэффициент запаса прочности для спасательных и эвакуационных канатов должен соответствовать следующим значениям:
Счаленные (замкнутые) в петлю канатыВо время эксплуатации системы спасения и эвакуации
3
Вне режима работы спасательной и эвакуационной систем (режим ожидания)
2,75
Канаты на канатных лебедках
5
123. Минимальный диаметр счаленных (замкнутых) спасательных канатов должен составлять не менее 15 мм.
124. Минимальный коэффициент запаса прочности для вантовых канатов и канатов для подвески кабеля должен соответствовать следующим значениям:
Во время эксплуатацииБез учета льда
3
С учетом льда
2,5
Вне рабочего режима, с учетом климатических условий
2
125. Отношение между минимальным натяжением каната и весом груженого подвижного состава рассчитывают со следующими минимальными коэффициентами:
Несущий канат с натяжным устройством
10
Несущий канат с заякоренными концами
8
Несуще-тяговый канат
13
Тяговый канатПодвижной состав с зажимами (вагонов) или с двумя зажимами с расстоянием меньше 2 шагов свивки каната
13
Подвижной состав с 2 зажимами на расстоянии больше 2 шагов свивки каната
12
126. Отношение между минимальным натяжением каната и нагрузкой на одно ходовое колесо подвижного состава должны рассчитываться с минимальными коэффициентами:
Несущий канатКолесо с мягкой футеровкой - модуль эластичности равен или меньше
60
Колесо с жесткой футеровкой - модуль эластичности больше
80
127. Отношение между минимальным натяжением несуще-тягового или тягового каната ППКД и нагрузкой на ролик балансира должно быть не менее 15.
128. Минимальный коэффициент отношения диаметра шкива D, радиуса опорного башмака несущего каната, седловины каната или роликовых цепей R к диаметру каната d должен быть не меньше указанных в таблицах N 3 и N 4.
таблица N 3

Минимальное соотношение диаметра шкива D к диаметру каната d

Канат
Тип опорного элемента и (или) перемещения каната на нем
Соотношение изгиба
Многопрядный канат
Канат закрытой конструкции
Несущий канатОпорный элемент, по которому канат перемещается при эксплуатации
300
Опорный элемент, на котором канат лежит неподвижно
65
Тяговый канатОпорный элемент, по которому канат перемещается при эксплуатации
80
Шкив отклоняющий при угле обхвата, град:
свыше 30
80
свыше 20 до 30
60
свыше 10 до 20
50
до 10
40
Барабан лебедки
80
Стопорный барабан
22
Направляющий ролик на ездовой балке НКД
8
Несуще-тяговый канатОпорный элемент, по которому канат перемещается при эксплуатации
80
Натяжной канатОпорный элемент, по которому канат перемещается при эксплуатации
40
Опорный элемент, на котором канат лежит неподвижно
17
Спасательный и эвакуационный канатыОпорный элемент, по которому канат перемещается при эксплуатации
60
Лебедка
30
Буксировочные канатные дороги
Натяжной канатШкив отклоняющий
30
Шкив, барабан, лебедка, на которых канат лежит неподвижно при работе дороги
15
Тяговый канатШкив приводной, обводной
60
Шкив отклоняющий, блок опорный при угле обхвата:
менее 20 градусов
40
от 10 до 20 градусов
30
таблица N 4

Минимальное соотношение радиуса опорного башмака несущего каната, седловины каната или роликовых цепей R к диаметру каната d

Канат
Тип опорного элемента
Соотношение изгиба
Несущий канатРоликовая цепь
150
Башмак/седловина
250
Натяжной канат для несущего канатаБашмак
250

Нормы браковки стальных канатов