Планы сельхозпроизводства продукции растениеводства и сами сельскохозяйственные культуры бывают часто подвержены различным изменениям, включающим, например, ситуации, связанные с экологическими, погодными или экономическими факторами. Поэтому руководству необходимо, насколько это возможно, установить процессы для мониторинга, измерения и анализа для того, чтобы обеспечить принятие мер по улучшению.
f) После того как руководство хозяйства определило, что нужно сделать, эти мероприятия следует выполнить в качестве средства для обеспечения достижения намеченных результатов и постоянного улучшения (8.5.1). Руководство хозяйства должно установить процессы для мониторинга и измерения, анализа и улучшения для достижения постоянного улучшения системы менеджмента качества.
Пояснение. Для малых сельскохозяйственных предприятий деятельность по планированию может быть сведена к действиям, связанным с посевными и посадочными площадями, обеспечению необходимыми средствами и к денежным выплатам.
Для реализации плана производственной деятельности (5.4 стандарта ИСО 9001:2008) руководство хозяйства определяет и внедряет меры, необходимые для поддержания постоянного улучшения. Меры должны быть основаны на результатах мониторинга, измерения и анализа (8.2 и 8.4 стандарта ИСО 9001:2008). При необходимости может возникнуть потребность рассмотрения руководством хозяйства вопросов, связанных с изменением и улучшением системы, процессов или плана производственной деятельности хозяйства (8.5.1).
План производственной деятельности дает средства по управлению, которые обеспечивают уверенность в том, что работы, касающиеся сельхозпроизводителя, подрядчиков, а также обязанности и взаимодействия, относящиеся к работам по контрактам и обеспечивающим эту деятельность услугам, выполняются и являются эффективными.
4.2 Требования к документации
4.2.1 Общие положения
562 × 789 пикс.   Открыть в новом окне |
Указание: Обратите внимание на то, что документы, отвечающие требованиям потребителей, программ сертификации или законодательным и обязательным требованиям, могут уже иметься в распоряжении. Если эти документы отвечают требованиям стандарта ИСО 9001:2008, то на них можно сделать ссылку и они могут быть использованы в системе менеджмента качества сельскохозяйственного предприятия.
a) Политика в области качества (5.3) представляет обязательство высшего руководства относительно системы менеджмента качества, которое должно быть заявлено и доведено до персонала. Цели в области качества (5.4.1) могут быть различными для различных процессов сельхозпроизводителя. Цели необходимо анализировать и актуализировать по мере того, как происходят изменения, связанные с деятельностью.
b) Руководство по качеству подробно изложено в 4.2.2.
c) Документированная процедура - процедура, которая описана и имеется в доступной для применения и распространения форме, которая управляется согласно тому, как указано в 4.2.3. Сельхозпроизводитель отвечает за обеспечение того, чтобы требования, описанные в следующих шести пунктах, были включены в документированные процедуры. При этом не требуется, чтобы для этих шести процедур, требуемых стандартом, было шесть отдельных документов. Они могут быть включены в руководство по качеству или в другие документы согласно решению руководства хозяйства. Эти процедуры включают:
1) управление документацией (4.2.3);
2) управление записями (4.2.4);
3) внутренние аудиты (проверки) (8.2.2);
4) управление несоответствующей продукцией (8.3);
5) корректирующие действия (8.5.2);
6) предупреждающие действия (8.5.3).
Сельхозпроизводитель может определять, требуется ли отразить в своей документации другие дополнительные процедуры.
Записи по процессам, имеющим отношение к качеству, могут быть важны для потребителей. Кроме того, записи могут обеспечить возможность для прослеживаемости или регистрации мероприятий в области контроля и проведения проверок качества. Эти записи могут быть любого типа или формата, разработанного так, чтобы отвечать потребностям сельскохозяйственного предприятия или потребителя.
d) Это требование устанавливает, чтобы сельхозпроизводитель был способен обеспечить "эффективное планирование, осуществление и управление процессами". Это может быть полностью или частично задокументировано. Сельхозпроизводитель отвечает за определение того, каким образом осуществлять это управление. Очень важно, чтобы работники имели информацию, необходимую для выполнения своей работы. Некоторые распространенные методы для обеспечения такого управления включают:
1) рабочие практики, рабочие процедуры, рабочие инструкции, блок-схемы, схемы процессов, пошаговую разбивку процессов, контрольные листы;
2) операционные практики, операционные инструкции или операционные процедуры;
3) производственные графики, план хозяйства, карту хозяйства;
4) перечень одобренных поставщиков (лица или организации, у которых закупаются входные средства для производства сельскохозяйственной продукции);
5) технические условия или требования (например, стандарты, содержащие требования к сортам зерна);
6) производственные контрактные спецификации;
7) перечень законодательных и других обязательных требований.
Указание к примечаниям для 4.2.1: Эти примечания дают важные указания для разработки документации системы менеджмента качества. Широкий обзор требуемой документации и связанные с ней примечания приводятся в 4.2.1 для предоставления большей ясности относительно того, что представляют собой ожидания.
Простые процессы могут требовать минимальной документации относительно того, что делается по сравнению со сложными процессами, которые могут требовать наличия подробных письменных инструкций. Организация, состоящая из одного лица, может не нуждаться в документации для руководства другими работниками, а может нуждаться только в том, чтобы записать определенный порядок вещей, связанных с деятельностью, чтобы не держать всю информацию в памяти.
Компетентному персоналу может понадобиться незначительное число документированных процедур, или они могут вообще не понадобиться, в зависимости от потребностей сельскохозяйственного предприятия.
Документация может быть в любой форме и быть представлена на любом типе носителя, например на бумажном или электронном носителе, в виде фотографий и чертежей. В качестве альтернативного варианта видеозапись, показывающая правильные методы и точные шаги операции, может подходить наилучшим образом для описания инструкций в отношении некоторых задач.
Документация представляет собой письменный материал, который описывает различные элементы системы менеджмента качества. Степень, с которой нужно документировать процессы, зависит от сложности и стабильности процессов, степени рисков, связанных с конкретной деятельностью, и компетентности персонала.
Документы должны надлежащим образом отвечать на вопросы: "Кто? Что? Когда? Где? Зачем? Почему? Как?" Например, нет никакой необходимости в наличии официального документа о том, как содержать оборудование в безопасном состоянии, - просто наличие фразы, такой как "установите на место защитные устройства после ремонта или регламентных работ" может адекватно описать требуемый результат.
Руководству, работающему с персоналом, следует определиться относительно необходимой для предприятия степени детализации документации. Это зависит от применяемых методов, навыков персонала, проведенного обучения и требуемых мер в области надзора. Чрезмерная детализация документации не обязательно обеспечит больший контроль или лучшие результаты. Хорошая документация часто бывает сжатой, конкретной и применяется там, где это действительно необходимо. Обучение и подготовка персонала могут уменьшить или заменить потребность в письменных инструкциях. Руководители сельскохозяйственного предприятия должны понимать, что уже имеющаяся в наличии документация может являться вполне адекватной.
Система менеджмента качества и подготовка документации могут привести к вовлечению многих сотрудников, работающих на сельскохозяйственном предприятии. Это гарантирует то, что сведения в документах будут отражать реальные рабочие практики. Чем раньше и чем больше людей будет задействовано в этой деятельности, тем лучше будет их понимание, вовлеченность и чувство сопричастности в отношении системы менеджмента качества.
Документы, связанные с производством продукции растениеводства, могут включать:
a) документы, предоставленные потребителями, определяющие требования потребителей;
b) документы, созданные сельхозпроизводителем, для сбора отдельных требований потребителей;
c) контрольные листы или другие инструменты оценки, используемые для оценки возможностей поставщиков входных средств или материалов;
d) требования к семенам и саженцам, к вносимым в почву препаратам и другим средствам, используемым при производстве сельскохозяйственной продукции;
e) документы, относящиеся к оборудованию и его техническому обслуживанию;
f) процедуры или инструкции для управления мероприятиями в области полевого наблюдения, проверок и исследований, деятельности по инспекционному контролю полевых площадей, сохранения соответствия идентичности, прослеживаемости, очистки оборудования и площадей для хранения, подготовки бункеров, верификации сельскохозяйственной продукции, транспорту, хранению сельскохозяйственной продукции и средств, используемых для производства сельскохозяйственной продукции;
g) обязательные требования.
4.2.2 Руководство по качеству
571 × 345 пикс.   Открыть в новом окне |
Указание: Руководство по качеству должно ясно описывать структуру системы менеджмента качества и служить в качестве "дорожной карты". Все связи с другими системами или документами, требованиям которых сельскохозяйственному предприятию может потребоваться соответствовать, должны быть отражены в руководстве по качеству в виде соответствующих сведений.
Областью применения системы менеджмента качества должны определяться сельскохозяйственные культуры, процессы, потребители и места производства сельскохозяйственной продукции, где применяются требования системы менеджмента качества в рамках деятельности предприятия.
Руководство по качеству может содержать ссылки на документированные процедуры, которые уже существуют для обеспечения соответствия требованиям потребителей, на другие программы в области сертификации или на законодательные и обязательные нормативные требования. Если эти процедуры отвечают требованиям ИСО 9001:2008, то нет никакой необходимости заново описывать данные процедуры. Однако ссылки на эти процедуры необходимо отразить в руководстве по качеству.
Сельхозпроизводитель может предпочесть использование блок-схем, чертежей и диаграмм, с тем чтобы документировать последовательность и взаимосвязь отдельных процессов своей производственной деятельности. Руководство по качеству может содержать или ссылаться на пункты, описанные ниже: