Порядок выявления правообладателей ранее учтенных земельных участков

С 29 июня 2021 года вступает в силу Федеральный закон № 518-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 30 декабря 2020 года. Он будет устанавливать порядок выявления правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости. Новый закон призван ускорить процесс актуализации сведений Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН).

Ранее учтенные участки

Понятие «ранее учтенного земельного участка» следует из положений Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Ранее учтенным считается земельный участок, учет которого был произведен до введения в действие законодательства о государственном кадастре недвижимости, вследствие чего кадастровый учет осуществлен не был.

Ранее учтенные земельные участки представляют собой такие объекты недвижимости:

  • Государственный кадастровый учет которых выполнен в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» от 24 июля 2007 г., то есть до 1 марта 2008 г.;
  • Объекты недвижимости, государственный кадастровый учет которых не осуществлен, но права зарегистрированы в ЕГРН и не прекращены, и которым присвоены органом регистрации прав условные номера в порядке, установленном в соответствии с № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21 июля 1997 года;
  • Объекты недвижимости, права на которые возникли до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», не прекращены и государственный кадастровый учет которых не совершен.

Таким образом, объектами недвижимости, на которые распространяется порядок выявления правообладателей, будут именно раннее учтенные земельные участки.

Суть № 518-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Данный закон направлен на реализацию комплексного плана актуализации сведений ЕГРН. Он позволит органам местного самоуправления воплотить в жизнь способы выявления правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости и вовлечь их в гражданский оборот.

Для воплощения положений № 518-ФЗ органы местного самоуправления должны проанализировать сведения, содержащиеся в своих архивах, а также направить запросы в органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, осуществляющие до дня вступления в силу № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» учет и регистрацию прав на объекты недвижимости, а также нотариусам в целях получения сведений о правообладателях ранее учтенных объектов недвижимости, которые могут находиться в архивах или в распоряжении таких органов, организаций или нотариусов.

Реализация № 518-ФЗ позволит исключить из ЕГРН неактуальные сведения об объектах недвижимости, а именно о тех, которые прекратили свое существование.

№ 518-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Порядок выявления собственников объектов недвижимости

Закон № 518-ФЗ определяет общую процедуру, в результате, которой появится возможность выявить собственников объектов недвижимости, права на которые были учтены до введения в действие ЕГРН.

Последовательность мероприятий, направленных на выявление правообладателей ранее учтенных участков:

  1. Анализ сведений, которые содержатся в документах из архивов;
  2. Получение сведений по средствам направления запросов в различные организации;
  3. Публикация сообщений о способах и порядке предоставления в уполномоченные органы сведений о правообладателях ранее учтенных объектов;
  4. Подготовка проекта решения о выявлении правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости.

Данный проект включает в себя сведения об объекте (кадастровый номер, адрес, площадь и другие характеристики), сведения о правообладателе, документы, которые подтверждают, что выявленное лицо действительно правообладатель ранее учтенного объекта недвижимости, результаты осмотра здания, сооружения или объекта незавершенного строительства.

При осмотре объекта может быть выявлено, что он прекратил свое существование. В таких случаях проект решения не готовится и орган местного самоуправления должен обратиться в орган регистрации прав с заявлением для снятия такого объекта с государственного кадастрового учета.

Далее орган местного самоуправления размещает на информационных щитах и официальных сайтах сведения об объекте недвижимости, сроках принятия возражений о сведениях про выявленного правообладателя данного объекта. После это направляется проект решения заказным письмом с уведомлением о вручении лицу (правообладателю), и указывается срок принятия возражений относительно сведений о выявленном правообладателе.

Внесение сведений о выявленном правообладателе земельного участка в ЕГРН

Если в течение 45 дней, после получения проекта решения, не было получено возражений касательно сведений о правообладателе ранее учтенного объекта недвижимости, то орган местного самоуправления принимает решение о выявлении правообладателя данного объект недвижимости.

Далее орган местного самоуправления направляет в орган регистрации:

  • Заявление о внесении в ЕГРН сведений о правообладателе ранее учтенного объекта недвижимости (если остальные сведения об объекте недвижимости содержатся в ЕГРН);
  • Заявление о внесении в ЕГРН сведений о ранее учтенном объекте недвижимости и правообладателе (если такие сведения отсутствуют в ЕГРН).

К данному заявлению прилагается решение о выявлении правообладателя и документы, содержащие запрашиваемые сведения.

Далее орган регистрации на основании полученных документов вносит сведения в ЕГРН, как дополнительные сведения об объекте.

Также с заявлением о внесении сведений о соответствующем объекте недвижимости, как ранее учтенном, может обратиться правообладатель данного объекта. В таких случаях заявление о государственной регистрации прав подается одновременно с заявлением о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости. При этом, согласно Налоговому кодексу Российской Федерации, государственная пошлина не взимается.

Таким образом, № 518-ФЗ направлен на пополнение сведениями ЕГРН, а именно о правообладателях, права которых возникли до создания системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество. Также № 518-ФЗ позволит выявить объекты недвижимости, которые прекратили свое существование или еще не зарегистрированы.

По новому закону № 518-ФЗ органы местной власти обязаны выявить все объекты недвижимости, права на которые еще не зарегистрированы, и обеспечить их регистрацию. Данные действия направлены, прежде всего, на улучшение сбора налогов, так как основой для налогообложения служит база Росреестра, а владельцы объектов, которых нет в ней, зачастую уходят от уплаты имущественных налогов.

Комментарии

Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий.