Единые нормы и расценки на строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы (ЕНиР) Сборник Е4 "Монтаж сборных и устройство монолитных железобетонных конструкций" Выпуск 2 "Портовые и берегозащитные сооружения" (утв. постановлением Госстроя СССР, Гос стр. 17

1. Установка и крепление стоек и связей (при устройстве каркаса). 2. Строповка и перемещение щитов. 3. Установка щитов. 4. Крепление щитов. 5. Расстроповка щитов. 6. Выверка щитов с подгонкой. 7. Строповка, перемещение и установка пригруза. 8. Снятие, укладка и расстроповка пригруза (строки N 7 и 8 при установке опалубки под водой).

При устройстве опалубки из досок

1. Установка стоек и направляющих брусьев. 2. Поперечное перепиливание досок. 3. Пришивка досок по стойкам с выверкой и пригонка. 4. Крепление опалубки подпорками, стяжками и подкосами.

При разборке щитовой опалубки

1. Снятие креплений щитов. 2. Снятие стоек. 3. Строповка, снятие и складирование щитов. 4. Расстроповка щитов. 5. Строповка и снятие пригруза (при разборке подводной опалубки). 6. Расстроповка пригруза.

При разборке опалубки из досок

1. Разболчивание стяжек. 2. Разборка подкосов, стоек и клиньев. 3. Снятие досок. 4. Разборка стоек и брусьев. 5. Укладка элементов опалубки на плот или в штабель.

Состав звена

Таблица 1
┌────────┬──────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ │ Тип опалубки │
│ ├────────────────────────┬─────────────────────────────────────┤
│ │ металлическая │ деревянная │
│ Профес-├───────────┬────────────┼───────────────────┬─────────────────┤
│сия и│Устройство │ Разборка │ Устройство │ Разборка │
│разряд ├─────┬─────┼──────┬─────┼─────────────┬─────┼───────────┬─────┤
│рабочих │над │под │над │под │ щитовая │Из │ щитовая │Из │
│ │водой│водой│водой │водой├──────┬──────┤ от-├─────┬─────┤ от-│
│ │ │ │ │ │над │под │дель-│над │под │дель-│
│ │ │ │ │ │водой │водой │ных │водой│водой│ных │
│ │ │ │ │ │ │ │досок│ │ │досок│
├────────┼─────┼─────┼──────┼─────┼──────┼──────┼─────┼─────┼─────┼─────┤
│Слесари │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│строи- │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│тельные │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│4 разр. │ 1 │ 1 │ - │ - │ - │ - │ - │ - │ - │ - │
│3 " │ 2 │ - │ 1 │ 1 │ - │ - │ - │ - │ - │ - │
│2 " │ 1 │ 1 │ 2 │ 1 │ - │ - │ - │ - │ - │ - │
│Плотники│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│4 разр. │ - │ - │ - │ - │ 1 │ 1 │ 1 │ - │ - │ - │
│3 " │ - │ - │ - │ - │ 2 │ - │ - │ 1 │ 1 │ 1 │
│2 " │ - │ - │ - │ - │ 1 │ 1 │ 2 │ 2 │ 1 │ 2 │
│Машинист│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│крана │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│5 разр. │ 1 │ 1 │ 1 │ 1 │ 1 │ 1 │ - │ 1 │ 1 │ - │
└────────┴─────┴─────┴──────┴─────┴──────┴──────┴─────┴─────┴─────┴─────┘
┌────────┬──────────────────────────────────────────────────────────────┐
Таблица 2

А. Устройство опалубки

Нормы времени и расценки на 100 м2 опалубки, соприкасающейся с бетоном

┌────────────┬──────────┬─────────────────────────┬────────┬────────┬───┐
│Вид опалубки│Место ус-│ Тип опалубки │Рабочие │Машинист│ │
│ │тановки │ │ │крана │ │
├────────────┼──────────┼────────────┬────────────┼────────┼────────┼───┤
│Металличес- │Над водой │Боковая из│без устрой-│ │3,5 │1 │
│кая │ │ прямоуголь-│ства кар-│14 │(3,5) │ │
│ │ │ных щитов │каса │─────- │────── │ │
│ │ │ │ │9-91 │3-19 │ │
│ │ │ ├────────────┼────────┼────────┼───┤
│ │ │ │с устройст-│ │5,8 │2 │
│ │ │ │вом каркаса │23,2 │(5,8) │ │
│ │ │ │ │────── │────── │ │
│ │ │ │ │16-41 │5-28 │ │
│ │ ├────────────┼────────────┼────────┼────────┼───┤
│ │ │Боковая из│без устрой-│ │6,7 │3 │
│ │ │ криволиней-│ства кар-│26,8 │(6,7) │ │
│ │ │ных щитов │каса │────── │────── │ │
│ │ │ │ │18-96 │6-10 │ │
│ │ │ ├────────────┼────────┼────────┼───┤
│ │ │ │с устройст-│ │8,8 │4 │
│ │ │ │вом каркаса │35,2 │(8,8) │ │
│ │ │ │ │────── │────── │ │
│ │ │ │ │24-90 │8-01 │ │
│ │ ├────────────┴────────────┼────────┼────────┼───┤
│ │ │Торцевая из щитов │ │2,8 │5 │
│ │ │ │11,2 │(2,8) │ │
│ │ │ │────── │────── │ │
│ │ │ │7-92 │2-55 │ │
│ ├──────────┼─────────────────────────┼────────┼────────┼───┤
│ │Под водой │Боковая и торцевая из│ │5,5 │6 │
│ │ │щитов │11 │(5,5) │ │
│ │ │ │────── │────── │ │
│ │ │ │7-87 │5-01 │ │
├────────────┼──────────┼────────────┬────────────┼────────┼────────┼───┤
│Деревянная │Над │Боковая из│без устрой-│ │5,5 │7 │
│ │водой │ прямоуголь-│ства кар-│22 │(5,5) │ │
│ │ │ных щитов │каса │────── │────── │ │
│ │ │ │ │15-57 │5-01 │ │
│ │ ├────────────┼────────────┼────────┼────────┼───┤
│ │ │Боковая из│с устройст-│ │9,4 │8 │
│ │ │ прямоуголь-│вом каркаса │37,6 │(9,4) │ │
│ │ │ных щитов │ │────── │────── │ │
│ │ │ │ │26-60 │8-55 │ │
│ │ ├────────────┼────────────┼────────┼────────┼───┤
│ │ │Боковая из│без устрой-│ │6,6 │9 │
│ │ │ криволиней-│ства кар-│26,4 │(6,6) │ │
│ │ │ных щитов │каса │─────- │────── │ │
│ │ │ │ │18-68 │6-01 │ │
│ │ │ ├────────────┼────────┼────────┼───┤
│ │ │ │с устройст-│ │10,5 │10 │
│ │ │ │вом каркаса │42 │(10,5) │ │
│ │ │ │ │────── │─────- │ │
│ │ │ │ │29-72 │9-56 │ │
│ │ ├────────────┼────────────┼────────┼────────┼───┤
│ │ │Боковая из│без устрой-│32 │- │11 │
│ │ │отдельных │ства кар-│─────- │ │ │
│ │ │досок │каса │22-08 │ │ │
│ │ │ ├────────────┼────────┼────────┼───┤
│ │ │ │с устройст-│56 │- │12 │
│ │ │ │вом │────── │ │ │
│ │ │ │ │38-64 │ │ │
│ │ ├────────────┼────────────┼────────┼────────┼───┤
│ │ │Торцевая │из щитов │ │3,2 │13 │
│ │ │ │ │12,8 │(3,2) │ │
│ │ │ │ │────── │────── │ │
│ │ │ │ │9-06 │2-91 │ │
│ │ │ ├────────────┼────────┼────────┼───┤
│ │ │ │из отдель-│84 │- │14 │
│ │ │ │ных досок │────── │ │ │
│ │ │ │ │57-96 │ │ │
│ ├──────────┼────────────┴────────────┼────────┼────────┼───┤
│ │Под водой │Боковая и торцевая из│ │12 │15 │
│ │ │щитов │24 │(12) │ │
│ │ │ │────── │────── │ │
│ │ │ │17-16 │10-92 │ │
├────────────┴──────────┴─────────────────────────┼────────┼────────┼───┤
│ │ а │ б │ N │
└─────────────────────────────────────────────────┴────────┴────────┴───┘
┌────────────┬──────────┬─────────────────────────┬────────┬────────┬───┐
Таблица 3

Б. Разборка опалубки

Нормы времени и расценки на 100 м2 опалубки, соприкасающейся с бетоном

┌─────────────┬────────┬────────────────────────┬─────────┬─────────┬───┐
│Вид опалубки │Место │ Тип опалубки │Рабочие │Машинист │ │
│ │разборки│ │ │крана │ │
├─────────────┼────────┼───────────┬────────────┼─────────┼─────────┼───┤
│Металлическая│Над │Боковая │без │ │3,2 │1 │
│ │водой │ │разборки │9,6 │(3,2) │ │
│ │ │ │каркаса │────── │────── │ │
│ │ │ │ │6-34 │2-91 │ │
│ │ │ ├────────────┼─────────┼─────────┼───┤
│ │ │ │с разборкой│ │4,3 │2 │
│ │ │ │каркаса │12,9 │(4,3) │ │
│ │ │ │ │────── │────── │ │
│ │ │ │ │8-51 │3-91 │ │
│ │ ├───────────┴────────────┼─────────┼─────────┼───┤
│ │ │Торцевая │ │3 │3 │
│ │ │ │9 │(3) │ │
│ │ │ │────── │────── │ │
│ │ │ │5-94 │2-73 │ │
│ ├────────┼────────────────────────┼─────────┼─────────┼───┤
│ │Под │Боковая и торцевая │ │6,8 │4 │
│ │водой │ │13,6 │(6,8) │ │
│ │ │ │─────- │─────- │ │
│ │ │ │9-11 │6-19 │ │
│ │ ├───────────┬────────────┼─────────┼─────────┼───┤
│ │ │Боковая из│без │9,9 │3,3 │5 │
│ │ │щитов │разборки │────── │(3,3) │ │
│ │ │ │каркаса │6-53 │────── │ │
│ │ │ │ │ │3-00 │ │
│ │ │ ├────────────┼─────────┼─────────┼───┤
│ │ │ │с разборкой│ │3,9 │6 │
│ │ │ │каркаса │11,7 │(3,9) │ │
│ │ │ │ │─────- │─────- │ │
│ │ │ │ │7-72 │3-55 │ │
├─────────────┼────────┼───────────┴────────────┼─────────┼─────────┼───┤
│Деревянная │Над │Торцевая из щитов │10,5 │3,5 │7 │
│ │водой │ │────── │(3,5) │ │
│ │ │ │6-93 │────── │ │
│ │ │ │ │3-19 │ │
│ │ ├───────────┬────────────┼─────────┼─────────┼───┤
│ │ │Из │торцевая │21 │ - │8 │
│ │ │отдельных │ │─────- │ │ │
│ │ │досок │ │13-86 │ │ │
│ │ │ ├────────────┼─────────┼─────────┼───┤
│ │ │ │боковая │24,5 │ - │9 │
│ │ │ │ │────── │ │ │
│ │ │ │ │16-17 │ │ │
│ ├────────┼───────────┴────────────┼─────────┼─────────┼───┤
│ │Под │Боковая и торцевая │12,6 │6,3 │10 │
│ │водой │ │────── │(6,3) │ │
│ │ │ │8-44 │─────- │ │
│ │ │ │ │5-73 │ │
├─────────────┴────────┴────────────────────────┼─────────┼─────────┼───┤
│ │ а │ б │N │
└───────────────────────────────────────────────┴─────────┴─────────┴───┘
┌─────────────┬────────┬────────────────────────┬─────────┬─────────┬───┐

§ Е4-2-61. Устройство и разборка опалубки стыка элементов подпорных стен

Указания по применению норм

Нормами предусмотрены устройство и разборка опалубки стыка вертикальных плит с плитами оснований из инвентарных металлических щитов площадью до 4 м2 гусеничным или пневмоколесным краном грузоподъемностью до 10т.
Крепление щитов опалубки производят проволочными скрутками и клиньями.

Нормы времени и расценки на 10 м2 опалубки, соприкасающейся с бетоном

┌─────────────────────┬────────────────────┬────────────┬─────────┬─────┐
│Наименование и состав│ Состав звена │ Слесари │ Машинист│ │
│ работ │ │строительные│ крана │ │
├─────────────────────┼────────────────────┼────────────┼─────────┼─────┤
│ Устройство опалубки │Слесари строительные│ 1,8 │ 0,9 │ 1 │
│1. Строповка щитов.│4 разр. - 1 │ ─────- │ (0,9) │ │
│2. Перемещение щитов.│3 " - 1 │ 1-34 │ ─────- │ │
│3. Установка и│Машинист крана │ │ 0-81,9 │ │
│выверка щитов. 4.│5 разр. - 1 │ │ │ │
│Расстроповка щитов. │ │ │ │ │
├─────────────────────┼────────────────────┼────────────┼─────────┼─────┤
│ Разборка опалубки │Слесари строительные│ 1 │ 0,5 │ 2 │
│1. Снятие креплений.│3 разр. - 1 │ ────── │ (0,5) │ │
│2. Строповка щитов.│2 " - 1 │ 0-67 │ ────── │ │
│3. Перемещение щитов.│Машинист крана │ │ 0-45,5 │ │
│4. Складирование│5 разр. - 1 │ │ │ │
│щитов. 5. Расстропов-│ │ │ │ │
│ка щитов │ │ │ │ │
├─────────────────────┴────────────────────┼────────────┼─────────┼─────┤
│ │ а │ б │ N │
└──────────────────────────────────────────┴────────────┴─────────┴─────┘
┌─────────────────────┬────────────────────┬────────────┬─────────┬─────┐

§ Е4-2-62. Устройство и разборка опалубки надстройки и гребня по бунам и траверсам

Указания по применению норм

Нормами предусмотрены устройство и разборка инвентарной металлической щитовой опалубки гребня и надстройки по бунам и траверсам.
Сборку опалубки производят захватками. Опалубку каждой захватки собирают из трех щитов: двух продольных и одного торцевого.
Щиты опалубки крепят проволочными скрутками и между собой - болтами.
Продольные щиты гребня устанавливают под углом 30° к торцевому.
Устройство и разборку опалубки производят гусеничным или пневмоколесным краном грузоподъемностью до 10 т.

Состав работ

При устройстве опалубки

1. Строповка щитов. 2. Перемещение щитов. 3. Установка щитов с выверкой. 4. Крепление щитов. 5. Расстроповка щитов.

При разборке опалубки

1. Снятие креплений. 2. Строповка щитов. 3. Снятие щитов. 4. Перемещение щитов. 5. Складирование щитов. 6. Расстроповка щитов.
Таблица 1

Состав звена

┌──────────────────────┬─────────────────────────┬──────────────────────┐
│Наименование и разряд│ Устройство опалубки │ Разборка опалубки │
│рабочих │ надстройки или гребня ├────────────┬─────────┤
│ │ │надстройки │ гребня │
├──────────────────────┼─────────────────────────┼────────────┼─────────┤
│Слесари строительные │ │ │ │
│4 разр. │ 1 │ - │ - │
│3 " │ 1 │ 2 │ 1 │
│2 " │ - │ - │ 1 │
│Машинист крана │ │ │ │
│5 разр. │ 1 │ 1 │ 1 │
└──────────────────────┴─────────────────────────┴────────────┴─────────┘
┌──────────────────────┬─────────────────────────┬──────────────────────┐
Таблица 2

Нормы времени и расценки на 10 м2 опалубки, соприкасающейся с бетоном

┌────────────────┬─────────────────────────────────────────────────┬────┐
│ │ Тип конструкции │ │
│ ├─────────────────────────────────────────────────┤ │
│ Наименование │ надстройка гребень │ │
│ работ ├─────────────┬───────────┬────────────┬──────────┤ │
│ │ слесари │ машинист │ слесари │ машинист │ │
│ │строительные │ крана │строительные│ крана │ │
├────────────────┼─────────────┼───────────┼────────────┼──────────┼────┤
│Устройство │ │ 0,88 │ │ 3 │ 1 │
│опалубки │ 1,76 │ (0,88) │ 6 │ (3) │ │
│ │ ─────- │ ─────── │ ────── │ ────── │ │
│ │ 1-31 │ 0-80,1 │ 4-47 │ 2-73 │ │
├────────────────┼─────────────┼───────────┼────────────┼──────────┼────┤
│Разборка │ │ 0,58 │ │ 0,85 │ 2 │
│опалубки │ 1,16 │ (0,58) │ 1,7 │ (0,85) │ │
│ │ ────── │ ─────── │ ────── │ ────── │ │
│ │ 0-81,2 │ 0-52,8 │ 1-14 │ 0-77,4 │ │
├────────────────┼─────────────┼───────────┼────────────┼──────────┼────┤
│ │ а │ б │ в │ г │ N │
└────────────────┴─────────────┴───────────┴────────────┴──────────┴────┘
┌────────────────┬─────────────────────────────────────────────────┬────┐

# Е4-2-63. Устройство и разборка опалубки обыкновенных массивов