ГОСТ Р ИСО 22006-2012 Системы менеджмента качества. Руководящие указания по применению ИСО 9001:2.008 в растениеводстве. стр. 12

8.2.4 Мониторинг и измерение продукции
Требования ИСО 9001:2008Организация должна осуществлять мониторинг и измерять характеристики продукции в целях верификации соблюдения требований к продукции. Это должно осуществляться на соответствующих стадиях процесса жизненного цикла продукции согласно запланированным мероприятиям (7.1). Свидетельства соответствия критериям приемки должны поддерживаться в рабочем состоянии.Записи должны указывать лицо(а), санкционировавшее(ие) выпуск продукции (4.2.4).Выпуск продукции и предоставление услуги потребителю не должны осуществляться до тех пор, пока все запланированные действия (7.1) не будут удовлетворительно завершены, если не утверждено иное соответствующим полномочным лицом или органом и, где это применимо, потребителем.
Указание: В зависимости от сельскохозяйственной культуры может оказаться целесообразным осуществление мониторинга или измерения в нескольких точках цикла, связанного с ее производством. Проблемы, выявленные по ходу выращивания, могут отслеживаться и по возможности исправляться, но фактическое качество конечного продукта не может быть измеренным в этой точке. После уборки урожая и перед тем как продукт выпускается для продажи или доставки руководству сельскохозяйственного предприятия необходимо знать, что все законодательные и обязательные требования, требования потребителей, так же, как и ожидания, были выполнены (или не выполнены). Необходимо произвести отбор соответствующих измерений и методов мониторинга продукции растениеводства с целью демонстрации соответствия. Это может включать органолептический анализ.
Информация, полученная в ходе деятельности по производству продукции, может использоваться в случаях, когда требования не могут быть объективным образом проверены, как, например, для органических культур. Доказательством соответствия продукции должны стать соответствующие записи сельскохозяйственного предприятия.
Мониторинг и измерение продукции, относящейся к безопасности пищевой продукции, следует рассматривать как часть настоящего процесса, когда это целесообразно, или при выполнении законодательных или других обязательных требований.

8.3 Управление несоответствующей продукцией  

Требования ИСО 9001:2008Организация должна обеспечивать идентификацию продукции, не соответствующей требованиям, и  управление ею  в  целях предотвращения непреднамеренного  использования или поставки такой продукции. Должна быть установлена документированная процедура для
определения средств управления и соответствующих ответственности и полномочий для
действий с несоответствующей продукцией. Если применимо, организация должна предпринимать в отношении несоответствующей продукции следующие действия (одно или несколько):
a) устранение обнаруженного несоответствия;b) санкционирование использования, выпуска или приемки продукции, если получено разрешение на отклонение от соответствующего полномочного лица или органа и, где это применимо, потребителя;c) предотвращение ее первоначального предполагаемого использования или применения;d) действия, адекватные последствиям (или потенциальным последствиям) несоответствия, если несоответствующая продукция выявлена после поставки или начала использования.После того как несоответствующая продукция исправлена, она должна быть подвергнута повторной верификации для подтверждения соответствия требованиям.Записи о характере несоответствий и любых последующих предпринятых действиях, включая полученные разрешения на отклонения, должны поддерживаться в рабочем состоянии (4.2.4).
Указание: Несоответствующей продукцией является продукция растениеводства, которая либо не отвечает требованиям потребителей, или не соответствует стандартной практике, установившейся при производстве данной продукции, или законодательным и обязательным требованиям. В случае выявления несоответствующих продуктов они либо не предлагаются для продажи, или могут быть заново обсуждены соглашения, связанные с поставкой такой продукции. Если несоответствие может быть исправлено, то такая продукция может быть снова предложена для продажи. В случае, если несоответствия не могут быть исправлены, следует предпринять другие меры, связанные с возможностями поставки на рынок данной продукции.
Несоответствующая продукция может быть надлежащим образом идентифицирована посредством визуального осмотра или проверки ее свойств. Несоответствующая продукция должна быть незамедлительно отделена и управляться методами, перечисленными в 8.3, или другими средствами, которые были определены руководством сельскохозяйственного предприятия. Характер несоответствий и действия, предпринятые для управления несоответствующей продукции, необходимо зарегистрировать и поддерживать соответствующие записи. Если продукция, имеющая несоответствия, еще до их выявления была направлена потребителю, то сельхозпроизводитель должен уведомить об этом потребителя.
Необходимо предпринять шаги для идентификации несоответствующей продукции и нужно проинформировать всех работников, что такая продукция не может быть включена в заказ потребителя.
Ключевой принцип систем качества - идентификация причин, вызвавших несоответствующую продукцию. Каждый продукт растениеводства, несоответствующий требованиям, следует проанализировать (там, где это реализуемо на практике) для определения причин несоответствия и действий, которые следует предпринять для предотвращения данного несоответствия в будущем.
Вопросы, связанные с безопасностью пищевой продукции, могут иметь ключевое значение при определении и идентификации несоответствующей продукции (см. стандарт ИСО 22000, когда вопросы, связанные с безопасностью пищевой продукции, являются составной частью системы менеджмента организации).

8.4 Анализ данных  

Требования ИСO 9001:2008Организация должна определять, собирать и анализировать соответствующие данные для демонстрации пригодности и результативности системы менеджмента качества, а также оценивания, в какой области возможно постоянное повышение результативности системы менеджмента качества. Данные должны включать в себя информацию, полученную в результате мониторинга и измерения, и из других соответствующих источников.
Анализ данных должен представлять информацию, относящуюся к:
a) удовлетворенности потребителей (8.2.1);b) соответствию требованиям к продукции (8.2.4);c) характеристикам и тенденциям процессов и продукции, включая возможности проведения предупреждающих действий (8.2.3 и 8.2.4);d) поставщикам (7.4).
Указание: Эффективные решения основаны на анализе информации, которая собирается на постоянной основе в ходе процесса производства продукции растениеводства. Такая информация должна включать результаты любой оценки произведенной продукции. Анализ этой информации необходимо использовать для идентификации любых тенденций, что могло бы оказаться полезным при планировании, включающем планирование будущего производства. Нужно, чтобы удовлетворенность потребителей, как она измеряется в 8.2.1, была частью данного процесса, используемого для предупреждения будущих проблем.
Стандарт ИСО 9001:2008 требует, чтобы, по меньшей мере, данные, полученные в качестве результата деятельности по мониторингу и измерению (8.2), собирались и подвергались анализу. Исходя из этой информации могут быть идентифицированы области для улучшения, и каждое несоответствие представляет возможность для улучшения. Эта деятельность часто осуществляется там, где могут быть получены наибольшие преимущества и выгоды от системы менеджмента качества. Постоянная непрерывающаяся идентификация тенденций, которые не заметны сразу во время цикла производства продукции, могут помочь уменьшить проблемы в будущем. Результаты мониторинга, измерения и анализа должны быть составной частью анализа со стороны руководства (5.6).
Пояснение. Для простых сельскохозяйственных предприятий использование имеющейся информации, включающей прямое наблюдение, может оказаться достаточным для определения того, насколько необходимы изменения в процессах производства продукции для лучшего выполнения требований потребителей или рынка.
Информация может быть зарегистрирована такими средствами, как сделанными от руки записями, примечаниями в календарях, ежедневниках или другими методами, определенными в качестве приемлемых руководством сельскохозяйственного предприятия.

8.5 Улучшение  

8.5.1 Постоянное улучшение
Требования ИСО 9001:2008Организация должна постоянно повышать результативность системы менеджмента качества посредством использования политики и целей в области качества, результатов аудитов, анализа данных, корректирующих и предупреждающих действий, а также анализа со стороны руководства.
Указание: Под постоянным улучшением следует понимать непрерывную деятельность, направленную на улучшение тех или иных аспектов и элементов деятельности для сельскохозяйственной организации и/или ее потребителей. В случае, когда возможности для улучшения идентифицированы и когда они являются оправданными, нужно предпринять меры для разрешения проблемы или произвести улучшение. Улучшения могут быть инициированы персоналом или руководством сельскохозяйственного предприятия. Эти улучшения могут быть просто благоприятной возможностью что-либо улучшить или могут быть продиктованы попыткой устранить выявленную проблему, которая была зарегистрирована в установленном порядке. Решения, касающиеся действий, которые следует предпринимать для реализации улучшений, должны приниматься на основе имеющихся в распоряжении ресурсов, серьезности выявленной проблемы и ее последствий и исходя из того, насколько предлагаемое решение реализуемо на практике и эффективно. В случае определения нескольких возможностей руководству сельскохозяйственного предприятия нужно оценить обстоятельства и внедрить сначала те меры (действия), которые обещают быть наиболее полезными.
Постоянное улучшение является неизменной задачей организации. Корректирующее действие является важным составным элементом, обеспечивающим обратную связь для процесса постоянного улучшения. Посредством корректирующих действий и внедрения постоянного улучшения достигается улучшение всей системы качества, реализация политики и целей в области качества сельскохозяйственного предприятия.
8.5.2 Корректирующие действия
Требования ИСО 9001:2008Организация должна предпринимать корректирующие действия в целях устранения причин несоответствий для предупреждения повторного их возникновения. Корректирующие действия должны быть адекватными последствиям выявленных несоответствий.Должна быть разработана документированная процедура для определения требований к:a) анализу несоответствий (включая жалобы потребителей);b) установлению причин несоответствий;c) оцениванию необходимости действий, чтобы избежать повторения несоответствий;d) определению и осуществлению необходимых действий;e) записям результатов предпринятых действий (4.2.4);f) анализу результативности предпринятых корректирующих действий.
Указание: Как корректирующие действия (8.5.2), так и предупреждающие действия (8.5.3) можно рассматривать в качестве важных шагов в цикле улучшения качества. Целью корректирующего действия является устранение причин и последствий проблем. Корректирующее действие включает выявление причины конкретной проблемы и затем разработку и внедрение необходимых мер по предотвращению повторного возникновения данной проблемы. Корректирующие действия уменьшают отрицательные воздействия на:
- результаты экономической деятельности организации;
- продукцию, процессы, систему менеджмента качества сельскохозяйственного предприятия;
- удовлетворенность потребителей.
Корректирующие действия должны предприниматься в отношении:
- несоответствий продукции;
- деятельности, не отвечающей изначально установленным требованиям.
Нужно предпринимать меры для определения того, что выявленная проблема полностью устранена. Если этого не произошло, процесс, связанный с принятием и реализацией корректирующих действий, может быть повторен заново до тех пор, пока решение не будет найдено.
8.5.3 Предупреждающие действия
Требования ИСО 9001:2008Организация должна определять действия в целях устранения причин потенциальных несоответствий для предупреждения их появления. Предупреждающие действия должны соответствовать возможным последствиям потенциальных проблем.Должна быть разработана документированная процедура для определения требований к:a) установлению потенциальных несоответствий и их причин;b) оцениванию необходимости действий в целях предупреждения появления несоответствий;c) определению и осуществлению необходимых действий;
d) записям результатов предпринятых действий (4.2.4);e) анализу результативности предпринятых предупреждающих действий.
Указание: 8.5.3 направлен на предотвращение проблем до того, как они появляются. Шаги для определения предупреждающих действий очень похожи на те, что используются для корректирующих действий; однако результаты могут быть благоприятными и полезными для всех областей системы менеджмента качества. Предупреждение проблем в большей степени, чем их исправление, приводит к улучшению продукции и/или уменьшению затрат.
Потенциальные несоответствия могут быть идентифицированы в ходе осуществления соответствующих мероприятий на предприятии или во время проведения внутренних аудитов. В случае идентификации потенциальных несоответствий их следует соответствующим образом зарегистрировать и разработать планы мероприятий по их недопущению. В этом состоит основной принцип предупреждающих действий, которые являются важной деятельностью по улучшению.
Действия по анализу рисков (включающие разработку планов ХАССП) могут рассматриваться в качестве важного составного элемента предупреждающих действий, когда это применимо.
Примеры предупреждающих действий включают:
- планово-предупредительное техническое обслуживание и ремонт оборудования;
- сигнализаторы, индикаторы и технологии производства без потерь и дефектов;
- ХАССП (ИСО 22000:2005 [6]).

Приложение A

(справочное)
Типичные процессы и подпроцессы для продукции растениеводства
В таблицах с А.1 по А.11 приводятся типичные процессы для продукции растениеводства и связанные с ними подпроцессы. Эти процессы и подпроцессы не применяются ко всем сельскохозяйственным предприятиям, скорее они направлены на оказание помощи там, где это целесообразно. Размер и сложность производственной структуры сельскохозяйственного предприятия и связанных с этим требований к продукции растениеводства определяют фактическую применимость приведенных процессов и подпроцессов. Пользователи настоящего международного стандарта могут посчитать полезным обращение к этому перечню и отобрать процессы или подпроцессы для продукции растениеводства, включающие мероприятия, предшествующие посадке растений, мероприятия после уборки урожая, хранение и доставку, и соответствующие предложения, которые могут применяться для свойственных им потребностей или нужд.
Предложенные для рассмотрения процессы для продукции растениеводства перечислены в таблицах с А.1 до А.11:
1) планирование;
2) выделение земли (отбор полевых площадей);
3) выделение/закупка входных средств для производства сельскохозяйственной продукции;