ГОСТ Р ИСО 22006-2012 Системы менеджмента качества. Руководящие указания по применению ИСО 9001:2.008 в растениеводстве. стр. 3

3.4 Сельскохозяйственная культура (crop):

Примечание - В настоящем стандарте в зависимости от контекста, рассматриваются 4 группы сельскохозяйственных культур, определения которых указаны в 3.4.1-3.4.4.
3.4.1 сельскохозяйственная культура (crop): (1) Растения, культивируемые коллективно.
3.4.2 сельскохозяйственная культура (crop): (2) Продукт определенного вида или географической местности, являющийся элементом в определении продукции.
Пример - Культуры "определенного вида" включают кукурузу и пшеницу.
3.4.3 сельскохозяйственная культура (crop): (3) Урожай, полученный за период или год, являющийся элементом в определении продукции.
3.4.4 сельскохозяйственная культура (crop): (4) Урожай дикорастущих растений, которые не были определенным образом посажены или в отношении которых не применялось установленных мер в области контроля.

3.5 потребитель (customer): (применительно к производству продукции растениеводства) Сторона, которая получает продукцию на выходе (продукцию растениеводства) или услуги от сельскохозяйственных предприятий.

Примечание - Потребитель может быть внутренним или внешним по отношению к сельхозпроизводителю и может включать конечных пользователей продукции сельскохозяйственных предприятий. Другие органы и структуры, такие как правительственные или промышленные организации, в случае, когда они оговаривают требования к продукции или процессам, могут рассматриваться в качестве потребителей.

3.6 аграрное хозяйство (farm): Участок (участки) земли или средства, находящиеся под системным управлением хозяйства для получения сельскохозяйственной или садоводческой продукции.

3.7 менеджмент аграрного хозяйства (farm management): Лицо или группа лиц, осуществляющих управление хозяйством на ежедневной основе.

3.8 сельскохозяйственное предприятие (farm operation): Аграрное хозяйство и виды деятельности, применяемые хозяйством для производства сельскохозяйственных культур.

Примечание - Сельскохозяйственное предприятие включает весь менеджмент и физическую деятельность, относящиеся к производству различных сельскохозяйственных культур.

3.9 план сельхозпроизводства аграрного хозяйства (farming plan): План по производству продукции растениеводства для конкретного аграрного хозяйства.

Примечание - План производственной деятельности аграрного хозяйства представляет собой набор инструкций или мероприятий, подлежащих внедрению, и предназначен для организации производства сельскохозяйственной продукции. Как правило, этим планом определяется применение компонентов, необходимых для производства сельскохозяйственной культуры, например пользование землей, менеджмент ресурсов и применение наилучших практик и методов ведения хозяйственной деятельности. План производственной деятельности хозяйства может состоять из процедур, блок-схем, полевых карт, руководств или основополагающих принципов.

3.10 сборщик урожая (harvester): (применительно к производству продукции растениеводства) Лицо, принимающее участие в уборке урожая сельскохозяйственной культуры.

3.11 входной параметр (входное средство) (input): (применительно к производству продукции растениеводства) Продукт или услуга, используемая в процессах производства сельскохозяйственной культуры для достижения намеченных результатов.

Примечание - Входными данными в системах производства сельскохозяйственных культур являются "ингредиенты" для производимой сельскохозяйственной культуры (культур). Средства, улучшающие состояние почвы (удобрения), семена или саженцы, химические препараты для защиты растений и топливо являются примерами прямых входных данных для системы производства сельскохозяйственной культуры. Труд, услуги, выполняемые по заказу сельхозпроизводителя, и консультанты в области растениеводства могут также рассматриваться в качестве входных параметров/данных.

3.12 инфраструктура/организация инфраструктуры (infrastructure, infrastructure organization): (применительно к производству продукции растениеводства) Система помещений, оборудования и услуг, необходимых для работы хозяйства.

Примечание - Этот термин включает, например, оборудование, средства обслуживания, площади сельскохозяйственного назначения, строения, транспортные средства, компьютеры, системы связи и передачи информации, инвентарь, машинное оборудование, коммунальные средства, необходимые для производства сельскохозяйственной культуры.

3.13 организация (organization): (применительно к производству продукции растениеводства) Сельскохозяйственное предприятие или аграрное кооперативное хозяйство, внедряющее систему менеджмента качества.

3.14 послеуборочная стадия (post harvest): Любая деятельность по обращению с собранной культурой, которая может понадобиться для осуществления доставки или продажи продукции, которая не изменяет естественного природного состояния сельскохозяйственной культуры.

Пример - Подрезка, очистка, промывка, меры по поддержанию или приведению в надлежащее состояние, сушка и упаковка.

3.15 продукт (product): (производство продукции растениеводства) Конечный результат процессов сельхозпроизводителя.

3.16 полевое наблюдение (field observation): Специализированный тип полевого инспекционного контроля.

Примечание - Применительно к производству сельскохозяйственной продукции этот термин относится к методу инспектирования полевых площадей относительно проблем, связанных с вредителями и другими факторами, до начала и во время вегетационного периода растений. Руководители или сотрудники хозяйства могут осуществлять эту деятельность сами или привлекать лиц, имеющих необходимую квалификацию, в зависимости от требуемых навыков и уровня проводимой экспертизы. Полевые площади могут быть обследованы несколько раз во время вегетационного периода растений или в определенные сроки, чтобы идентифицировать вредителей или оценить состояние выращиваемых сельскохозяйственных культур.

3.17 сегрегация (изоляция) (segregation): Отделение несоответствующей продукции от продукции, соответствующей требованиям заказа потребителя.

Пример - Отделение различающихся по качеству типов или разновидностей.

3.18 поставщик (supplier): (применительно к производству продукции растениеводства) Поставщик входных данных (исходных средств), используемых для производства сельскохозяйственной продукции.

Пример - Производители продукции сельскохозяйственного назначения, поставляющие семенной и посадочный материал, удобрения, оборудование, химикаты и другие исходные средства или услуги (включая консультантов) для сельскохозяйственных предприятий.
3.19 высшее руководство (top management): (применительно к производству продукции растениеводства) Лицо или группа лиц, которые руководят и управляют сельскохозяйственным предприятием на высшем уровне.
Пример - Руководители хозяйства, единоличный владелец, владельцы, собственник, совет руководителей сельскохозяйственного предприятия, члены товарищества (компаньоны), президент, председатель правления, директор-распорядитель, председатель, совет директоров, исполнительные директора, управляющий партнер (партнеры) или советники от третьей стороны, которые обеспечивают управление сельскохозяйственным предприятием на высшем уровне посредством разработки политики и постановки целей для данного сельскохозяйственного предприятия.
Примечание - В малых организациях одно лицо может быть высшим руководством и руководителем хозяйства.

3.20 рабочая среда (work environment): (применительно к производству продукции растениеводства) Совокупность условий, в которых осуществляется производственная деятельность.

Примечание 1 - В качестве соответствующего источника информации сельхозпроизводители могут обратиться к ИСО 14001 [3].
Примечание 2 - Этот термин охватывает экологические факторы для рабочей среды, которые могут повлиять на качество продукции (примеры см. 6.4). Настоящий стандарт не содержит требований, относящихся конкретно к другим системам менеджмента, таким как менеджмент безопасности пищевой продукции, охрана окружающей среды или охрана здоровья и техника безопасности, и не предполагает обязательного внедрения сельскохозяйственной организацией системы менеджмента безопасности пищевой продукции, охраны окружающей среды или охраны здоровья и техники безопасности.

3.21 термины, обозначенные сокращениями (аббревиатура) (abbreviated terms)

FSMS (food safety management system (usually referring to ISO 22000 [6]): Система менеджмента безопасности пищевой продукции (обычно применительно к ISO 22000).
GAP (good agricultural practices): Наилучшие агропромышленные практики.
GHP (good hygiene practices): Наилучшие области гигиены.
ХАССП [HACCP: hazard analysis critical control plan (см. ИСО 22000) [6]): Анализ рисков и критические контрольные точки.
СМК [QMS: quality management system]: Система менеджмента качества.
СОП (SOP): Стандартная операционная процедура (процедуры) (standard operating procedure(s)).

4 Система менеджмента качества

4.1 Общие требования  

Требования ИСО 9001:2008Организация должна разработать, задокументировать, внедрить и поддерживать в рабочем состоянии систему менеджмента качества, постоянно улучшать ее результативность в соответствии с требованиями настоящего стандарта.
Организация должна:a) определять процессы, необходимые для системы менеджмента качества, и их применение во всей организации (1.2);b) определять последовательность и взаимодействие этих процессов;c) определять критерии и методы, необходимые для обеспечения результативности как при осуществлении этих процессов, так и при управлении ими;d) обеспечивать наличие ресурсов и информации, необходимых для поддержки этих процессов и их мониторинга;e) осуществлять мониторинг, измерение там, где это возможно, и анализ этих процессов;f) принимать меры, необходимые для достижения запланированных результатов и постоянного улучшения этих процессов.Организация должна осуществлять менеджмент процессов, необходимых для системы менеджмента качества, в соответствии с требованиями настоящего стандарта.Если организация решает передать сторонней организации выполнение какого-либо процесса, влияющего на соответствие продукции требованиям, она должна обеспечить со своей стороны управление таким процессом. Вид и степень управления процессами, переданными сторонним организациям, должны быть определены в системе менеджмента качества.
Примечание 1 - Упомянутые выше процессы, необходимые для системы менеджмента качества, включают в себя процессы управленческой деятельности руководства, обеспечения ресурсами, процессы жизненного цикла продукции, измерения, анализа и улучшения.
Примечание 2 - Процесс, переданный другой организации, является процессом, необходимым для системы менеджмента организации, но по выбору организации выполняемым внешней для нее стороной.
Примечание 3 - Обеспечение управления процессами, переданными сторонним организациям, не освобождает организацию от ответственности за соответствие всем требованиям потребителей и обязательным требованиям. Выбор вида и степени управления процессом, переданным сторонней организации, зависит от таких факторов, как:
- возможное влияние переданного сторонним организациям процесса на способность организации поставлять продукцию, соответствующую требованиям;- степень участия в управлении процессом, переданным сторонней организации;- возможность обеспечения необходимого управления посредством применения требований по 7.4.
Указание: 4.1 охватывает требования к сельскохозяйственному предприятию относительно фактической разработки и внедрения системы менеджмента качества (СМК) и устанавливает универсальные требования в качестве основы для планирования системы менеджмента качества (5.4.2).
Для выполнения требований стандарта ИСО 9001:2008 сельхозпроизводитель должен убедиться, что те виды деятельности, которые описаны в а)-f), нашли отражение в его системе менеджмента качества. Эти требуемые виды деятельности достаточно подробно описаны в остальных разделах настоящего стандарта.
a) Процессы могут включать, например, процесс планирования, процесс посадки растений, процесс уборки урожая, управление состоянием почвы, водными ресурсами, внесение подкормок и удобрений, борьбу с вредителями (приложение А). Производитель сельскохозяйственной продукции может пожелать обратиться к другим пунктам по мере осуществления процесса планирования, например к 5.4.1 (цели в области качества), 5.4.2 (планирование системы менеджмента качества), 7.1 (планирование процессов жизненного цикла продукции) и 7.2 (процессы, связанные с потребителями).
b) Общее планирование для сельскохозяйственных предприятий, как правило, документируется в зависимости от потребностей сельхозпроизводителя и его потребителей. Документированный план сельхозпроизводства особенно важен для хозяйств, имеющих дело со сложными или важными требованиями потребителей или законодательными и обязательными требованиями. Документированный план производственной деятельности может включать, например, блок-схемы, стандартные рабочие практики, планы производства сельхозпродукции, схему хозяйства, производственный план или другие методы, которые представляются сельхозпроизводителю подходящими. Планы сельхозпроизводства могут включать: актуализированную карту полевых площадей, для того чтобы определить, что и где следует посадить; график посадки, график применения исходных средств или материалов для выращивания растений и другие мероприятия для обеспечения реализации целей в области качества, выполнения требований потребителя, а также контрактных, законодательных и других обязательных требований. Необходимо, чтобы планы производственной деятельности учитывали, что многие, если не все, процессы сельхозпроизводителя могут быть связаны друг с другом, и тогда последовательность, взаимодействие и зависимость между этими процессами необходимо рассматривать на всех этапах планирования, а также в случае изменения планов (приложение А).