ГОСТ Р ИСО 22006-2012 Системы менеджмента качества. Руководящие указания по применению ИСО 9001:2.008 в растениеводстве. стр. 6

5.3 Политика в области качества  

Требования ИСО 9001:2008Высшее руководство должно обеспечивать, чтобы политика в области качества:    
a) соответствовала целям организации;b) включала в себя обязательство соответствовать требованиям и постоянно повышать результативность системы менеджмента качества;
c) создавала основы для постановки и анализа целей в области качества;
d) была доведена до сведения персонала организации и понятна ему;e) анализировалась на постоянную пригодность.
Указание: Политика в области качества должна быть кратким обобщающим заявлением, которое описывает предназначение и стратегические цели сельскохозяйственного предприятия и обязательства в области качества. Необходимо, чтобы работники, участвующие в деятельности предприятия, были ознакомлены с политикой в области качества. Высшему руководству следует ежегодно анализировать политику в области качества на предмет продолжения ее соответствия задачам организации.

5.4 Планирование  

5.4.1 Цели в области качества
Требования ИСО 9001:2008Высшее руководство организации должно обеспечивать, чтобы цели в области качества, включая необходимые для выполнения требований к продукции [7.1, перечисление а)], были установлены в соответствующих подразделениях и на соответствующих уровнях организации. Цели в области качества должны быть измеримыми и согласуемыми с политикой в области качества.
Указание: Цели в области качества являются конкретными измеримыми результатами за конкретный период времени, которых сельскохозяйственное предприятие намерено достигнуть. Они должны быть ясно определены руководством сельхозпредприятия. Цели в области качества могут быть включены в план по качеству сельскохозяйственного предприятия. Сельхозпроизводитель должен проверять (верифицировать) достижение цели (целей). Измерения могут включать сроки, количества, размеры и другие средства, определенные соответствующим образом руководством сельскохозяйственного предприятия. Некоторые примеры включают:
a) уменьшение количества поставок, не отвечающих требованиям спецификаций потребителей;
b) снижение применения пестицидов;
c) уменьшение эрозии почвы;
d) улучшение системы управления документацией.
Цели не должны быть перечнем пожеланий, которые хотелось бы иметь организации, а они должны ясно и точно отражать, чего конкретно организация намерена достигнуть.
Пояснение. Цели в области качества не должны быть слишком сложными. Важно, чтобы они ясно отражали намерение сельскохозяйственного предприятия. Контракты с потребителями могут содержать ясные цели, которые являются подходящими целями в области качества.
5.4.2 Планирование создания, поддержания и улучшения системы менеджмента качества
Требования ИСО 9001:2008Высшее руководство должно обеспечивать:a) планирование создания, поддержания и улучшения системы менеджмента качества для выполнения требований 4.1, а также для достижения целей в области качества;b) сохранение целостности системы менеджмента качества при планировании и внесении в нее изменений.
Указание: Высшее руководство отвечает за этот ключевой процесс планирования. Политика и цели в области качества должны относиться к основным целям сельскохозяйственного предприятия. Планирование описывает меры, необходимые для достижения этих целей.
Требование 5.4.2 состоит в том, чтобы высшее руководство сельскохозяйственного предприятия обеспечило осуществление планирования создания, поддержания и улучшения системы менеджмента качества для достижения целей в области качества, установленных сельхозпроизводителем, и выполнило требования 4.1. Необходимо, чтобы сельхозпроизводитель осуществил разработку и внедрение своей системы менеджмента качества на основе этого плана "всей СМК". При планировании своей системы менеджмента качества сельхозпроизводитель должен рассмотреть вопросы, касающиеся совместимости с другими системами менеджмента, такими как в области экологии и труда.
Если сельскохозяйственному предприятию нужно изменить или модифицировать свою систему менеджмента качества, то 5.4.2 b) требует, чтобы это предприятие также планировало изменение или модификацию своей системы менеджмента качества, чтобы обеспечивалась непрерывная эффективность и совместимость.
Часто возникает путаница между 5.4.2 и 7.1. Цель 5.4.2 заключается в осуществлении планирования всей системы менеджмента качества. Во время этой стадии планирования можно обращаться к общим требованиям для СМК (4.1) так же, как и к отдельным процессам сельскохозяйственного предприятия. Подход к осуществлению планирования, который может оказаться полезным, включает следующее:
a) идентификацию процессов организации, которые составляют систему менеджмента качества;
b) идентификацию всех процедур, относящихся к каждому процессу;
c) анализ связей между идентифицированными процессами;
d) определение процедур, используемых при внедрении процессов;
e) идентификацию областей, для которых следует осуществлять мониторинг и измерения;
f) использование данных для осуществления предупреждающих и корректирующих действий.
Деятельность по осуществлению планирования может принимать во внимание другие системы менеджмента, относящиеся к безопасности пищевой продукции или охране окружающей среды.
Пояснение. Процесс планирования не должен быть слишком сложным. Важно, чтобы планы ясно отражали фактическое намерение (контрактные обязательства) и допускали возможность гибкого подхода при осуществлении планирования. Контракты могут содержать планы, или на них могут делаться ссылки в ходе процесса планирования.

5.5 Ответственность, полномочия и обмен информацией  

5.5.1 Ответственность и полномочия
Требования ИСО 9001:2008Высшее руководство должно обеспечивать определение и доведение до сведения персонала организации ответственности и полномочий.
Указание: Высшее руководство должно обеспечить, чтобы каждый сотрудник знал, какие действия от него ожидаются (обязанности), что ему разрешается делать (полномочия), и чтобы он понимал, как эти обязанности и полномочия соотносятся между собой. Особое внимание необходимо уделить вопросу принятия совместных решений (при одинаковом уровне полномочий сотрудников).
Пояснение: Описания этих действий не должны быть слишком подробными или сложными. Важно, чтобы они ясно отражали реальную ситуацию и допускали некоторую гибкость.
5.5.2 Представитель руководства
Требования ИСО 9001:2008Высшее руководство должно назначить представителя из состава руководства организации, который  независимо  от  других  обязанностей  должен  нести  ответственность  и  иметь
полномочия, распространяющиеся на: a) обеспечение разработки, внедрения и поддержания в рабочем состоянии процессов, требуемых системой менеджмента качества;b) представление отчетов высшему руководству о функционировании системы менеджмента качества и необходимости ее улучшения;c) содействие распространению понимания требований потребителей по всей организации.Примечание - В ответственность представителя руководства может быть включено поддержание связи с внешними сторонами по вопросам, касающимся системы менеджмента качества.
Указание: В аграрном хозяйстве с единоличным собственником-производителем данное лицо является также представителем руководства. В более сложных сельскохозяйственных предприятиях представитель руководства является отдельным лицом, ответственным за систему менеджмента качества. Это лицо несет ответственность за связь и обмен информацией со всеми работниками во всех подразделениях сельскохозяйственного предприятия.
Пояснение. Представитель руководства, высшее руководство, руководство сельскохозяйственного предприятия и владелец хозяйства может быть одним и тем же лицом, которому в ходе ежедневного руководства хозяйством могут помогать другие работники. Независимо от того, является ли он единоличным собственником-производителем или представителем руководства в более крупной организации, это лицо, которое контролирует и осуществляет надзор за системой менеджмента качества.
5.5.3 Внутренний обмен информацией
Требования ИСО 9001:2008Высшее руководство должно обеспечивать установление в организации соответствующих процессов обмена информацией, включая информацию, относящуюся к результативности системы менеджмента качества.
Указания: Между сотрудниками сельскохозяйственного предприятия должен быть внутренний обмен информацией. Хорошая связь и внутренний обмен информацией способствует эффективному функционированию системы менеджмента качества. Может оказаться полезным осуществлять записи, касающиеся внутренней связи и обмена информацией.
Пояснение. Обмен информацией принимает многие формы, включающие: схемы, графики, сообщения, письма, электронные письма, фотографии, образцы, беседы с коллегами, людьми, принимающими участие в деятельности организации, и потребителями.

5.6 Анализ со стороны руководства  

5.6.1 Общие положения
Требования ИСО 9001:2008Высшее руководство должно анализировать через запланированные интервалы времени систему менеджмента качества организации в целях обеспечения ее постоянной пригодности, достаточности и результативности. Этот анализ должен включать в себя оценку возможностей улучшений и потребности в изменениях в системе менеджмента качества организации, в том числе в политике и целях в области качества.Записи об анализе со стороны руководства должны поддерживаться в рабочем состоянии (4.2.4).
Указание: Целью анализа со стороны руководства является периодическая оценка системы менеджмента качества более структурно-взвешенным способом по сравнению с ежедневными оценками. При проведении такого анализа руководство должно поставить вопрос о том, работает ли система менеджмента качества и является ли она эффективной. Анализ со стороны руководства должен применяться для определения текущего состояния и положения дел так же, как и для улучшений, необходимых для выполнения задач в области качества.
Пояснение. В малых организациях анализы, проводимые руководством, могут состоять просто из перечня действий, подлежащих анализу, и предпринятых действий.
5.6.2 Входные данные для анализа
Требования ИСО 9001:2008Входные данные для анализа со стороны руководства должны включать в себя следующую информацию:a) результаты аудитов (проверок);b) обратную связь от потребителей;c) функционирование процессов и соответствие продукции;d) статус предупреждающих и корректирующих действий;e) последующие действия, вытекающие из предыдущих анализов со стороны руководства;f) изменения, которые могли бы повлиять на систему менеджмента качества;g) рекомендации по улучшению.
Указание: Различные источники информации, включающие документы и записи, могут быть включены в анализ со стороны руководства:
a) аудиты: внутренние или внешние;
b) обратная связь с потребителями;