101.2. Направить для рассмотрения в подчиненный территориальный орган или его структурное подразделение, если в обращении или учетной форме не содержится информации о результатах рассмотрения там обозначенных вопросов и разрешение этих вопросов не относится к исключительной компетенции данного органа внутренних дел, о чем уведомляется автор обращения.
101.3. Приобщить аналогичное обращение к материалам проверки по предыдущему обращению.
101.4. Не проводить проверку по обращению, если оно признано многократным, некорректным по содержанию или изложению.
102. Повторные обращения докладываются руководителю органа внутренних дел или его заместителям по курируемым направлениям деятельности с приложением материалов проверок по предыдущим обращениям либо с обобщенной справкой о результатах их рассмотрения.
Руководитель обязан тщательно разобраться в обстоятельствах и причинах поступления повторного обращения и принять соответствующие меры.
103. Запрещается направлять повторные обращения в подчиненные подразделения.
104. В резолюции по обращению в письменном виде определяется исполнитель, сроки и порядок рассмотрения, а также необходимость осуществления контроля. Допускается установление сокращенных сроков рассмотрения обращения.
105. Запрещается писать на тексте обращения. Допускается выделять отдельные участки текста, имеющие принципиальное значение и требующие особого внимания в ходе непосредственного разрешения обращения исполнителем.
106. Запрещается поручать рассмотрение обращения подразделению, к компетенции которого не отнесены изложенные в нем вопросы. При необходимости рассмотрение обращения поручается нескольким подразделениям (соисполнителям). Подразделение, указанное в поручении первым или обозначенный знаком "*", является ответственным исполнителем, координирует рассмотрение обращения и готовит один обобщенный ответ. Привлечение к рассмотрению обращения иных подразделений допускается по решению руководителя, давшего поручение, на основании мотивированного рапорта ответственного исполнителя.
107. Передача обращения уполномоченному должностному лицу (исполнителю) для рассмотрения осуществляется по карточке или журналу учета письменных обращений (реестру или разносной книге при ведении учета в АИС). При этом в учетные формы обязательно вносится дата передачи, подпись, фамилия, инициалы исполнителя (соответственно, номер и дата по реестру, разносной книге).
Рассмотрение обращения исполнителем по существу и принятие по нему решения
108. Уполномоченное должностное лицо в ходе рассмотрения обращения:
обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости с участием гражданина, направившего обращение;
направляет межведомственные запросы с целью получения необходимых для рассмотрения обращения документов и материалов в другие государственные органы, органы местного самоуправления и иным должностным лицам;
принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина.
109. При рассмотрении обращения, отнесенного к категории "предложение", необходимо оценить целесообразность применения на практике каждого предложения гражданина и, таким образом, сделать вывод о возможности его принятия или отклонения. Принятые предложения учитываются в нормотворческой деятельности органа внутренних дел или принятии управленческого решения. О результатах рассмотрения предложения заявителю направляется ответ.
110. При рассмотрении обращения, отнесенного к категории "заявление", следует выделить действие, на необходимость совершения которого заявитель указывает. При наличии достаточных оснований для его совершения принимаются меры для удовлетворения заявления. В ответе заявителю сообщается об удовлетворении или причинах отказа в удовлетворении заявления.
111. При рассмотрении обращения, отнесенного к категории "жалоба", следует проанализировать обоснованность каждого из мотивов, приведенных в жалобе, то есть проверить, соответствовали ли обжалуемые действия (бездействие) сотрудников органов внутренних дел положениям и предписаниям законов и подзаконных актов, в том числе нормативных правовых актов МВД России. По результатам проведенной проверки жалоба признается обоснованной или необоснованной. Если жалоба признана обоснованной, принимаются необходимые меры для восстановления нарушенных законных прав и свобод гражданина. Если жалоба признана необоснованной, в ответе даются разъяснения в отношении неправомерности предъявляемых претензий, а также в случае необходимости возможный порядок обжалования принятого по ней решения.
112. При рассмотрении обращения, отнесенного к категории "запрос информации", определяется степень ограничения доступа к запрашиваемой информации в соответствии с федеральным законодательством. Результатом рассмотрения запроса информации является предоставление требуемых сведений, дача разъяснений или мотивированный отказ в предоставлении информации.
113. Если в ходе проверки обращения выявлены признаки преступления или административного правонарушения, исполнитель составляет рапорт на имя руководителя органа внутренних дел, давшего поручение, который регистрируется в КУСП и рассматривается в соответствии с требованиями Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации*(53) или КоАП. Копия рапорта приобщается в материал по обращению. Другие вопросы, изложенные в обращении, не связанные с признаками преступления или административного правонарушения, рассматриваются в порядке, предусмотренном Административным регламентом.
114. Если выявленные признаки преступления или административного правонарушения касаются сути всего обращения, составляется мотивированный рапорт, и в соответствии с резолюцией руководителя данное обращение направляется в дежурную часть органа внутренних дел, где оно регистрируется в КУСП и рассматривается в соответствии с требованиями УПК или КоАП.
115. Для обобщения результатов рассмотрения жалобы составляется мотивированное заключение, в центральном аппарате Министерства - в виде докладной записки.
Заключение составляется в произвольной форме, но должно содержать объективный анализ собранных материалов, выводы по итогам проверки, в том числе решение о списании материалов в дело. Заключение подписывается лицом, проводившим проверку, и утверждается руководителем органа внутренних дел или его заместителем.
116. Если в ходе проверки обстоятельств, изложенных в жалобе, выявлены нарушения прав, свобод и законных интересов граждан, недостатки и упущения в деятельности органа внутренних дел, злоупотребления должностных лиц служебным положением, а также необоснованность принятых ими решений, явившихся причиной жалобы, в заключении указываются меры дисциплинарной или иной ответственности, принятые к виновным лицам, или предложения о назначении служебной проверки, если таковая не была проведена. Копии документов о принятых решениях прилагаются к материалам проверки по жалобе. Заключение по результатам рассмотрения обращения не может быть заменено заключением служебной проверки.
117. Оригиналы личных документов (свидетельство о рождении, паспорт, водительское удостоверение, свидетельство о регистрации, свидетельство о собственности и другие правоустанавливающие документы) к материалу по письменному обращению не приобщаются, а возвращаются автору обращения путем личного вручения под роспись или иным способом, обеспечивающим их сохранность.
118. Руководитель органа внутренних дел принимает меры по защите чести и достоинства сотрудников, реализации или восстановлении их законных прав, если порочащие их сведения, изложенные в обращениях граждан, не нашли свое подтверждение.
Подготовка и направление ответа на обращение
119. Ответ гражданину по существу поставленных в обращении вопросов дается в письменной форме на официальном бланке за подписью руководителя или заместителя руководителя территориального органа внутренних дел, главного управления, департамента или управления МВД России, либо за подписью руководителя структурного подразделения, которому поручена организация рассмотрения конкретного обращения.
120. Ответ на многократное обращение в адрес Министерства подписывает заместитель Министра с одновременным решением вопроса о прекращении переписки.
121. Ответ на письменное обращение гражданина, поступившее с личного приема, направляется за подписью принимавшего его должностного лица либо уполномоченного им должностного лица.
122. Гражданину на одно его обращение направляется только один ответ, несмотря на количество вопросов, изложенных в нем.
123. Текст ответа составляется в официальном стиле с указанием организации, откуда поступило обращение, а также всех обращений, объединенных в один материал, без нерасшифрованных служебных аббревиатур, например: ДИТСиЗИ, УКОПиПП ГУОООП МВД России. Ссылки на те или иные статьи нормативных правовых актов без указания названия этих статей не допускаются. Запрещается направлять гражданам ответы с исправлениями, ошибками (в том числе в реквизитах).
124. На коллективное обращение ответ дается на имя гражданина, по фамилии которого оно учтено. В тексте ответа необходимо указывать, что ответ дается на коллективное письмо.
125. Подписанный ответ передается в подразделение делопроизводства для отправки адресату, второй экземпляр с заверенной подписью возвращается исполнителю для формирования архивного материала.
Формирование и направление межведомственных запросов в органы (организации), участвующие в предоставлении государственной услуги, и рассмотрение отдельных обращений
126. В ходе рассмотрения обращения уполномоченное должностное лицо органа внутренних дел имеет право направлять межведомственные запросы с целью получения необходимых сведений в другие государственные органы, органы местного самоуправления, иные организации, участвующие в предоставлении государственной услуги. Подготовка межведомственных запросов осуществляется уполномоченным на рассмотрение обращения должностным лицом и подписывается руководителем органа внутренних дел или его заместителем. Направление указанных запросов осуществляется подразделением делопроизводства органа внутренних дел с соблюдением требования обязательной регистрации и учета.
127. Обращения граждан о противоправных деяниях, совершенных сотрудниками органов внутренних дел, регистрируются в порядке, предусмотренном Административным регламентом, и рассматриваются в соответствии с ведомственными нормативными правовыми актами. Если при проведении служебной проверки в действиях сотрудника органов внутренних дел обнаружены признаки состава преступления, обращение и материалы проверки по нему регистрируются в КУСП и направляются по подследственности для принятия решения в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.
128. Обращения, содержащие сведения о фактах коррупции должностных лиц органов внутренних дел, подлежат обязательному рассмотрению в подразделениях собственной безопасности и кадровых аппаратах.
129. Запросы, письма, требования органов прокуратуры, Следственного комитета Российской Федерации, судов, обоснованные нормами уголовно-процессуального законодательства, о проведении служебной проверки в отношении сотрудников органов внутренних дел в связи с рассмотрением обращения граждан с приложением этих обращений или без них регистрируются в учетных формах служебной переписки органа внутренних дел (входящих документов).
130. Обращения граждан, исковые заявления, повестки, а также другие обращения из органов государственной власти, органов местного самоуправления и судов, связанные с рассмотрением исков в арбитражных судах и судах общей юрисдикции, регистрируются в порядке, предусмотренном Административным регламентом, и рассматриваются в сроки, установленные гражданским или арбитражным процессуальным законодательством Российской Федерации. Окончанием срока рассмотрения таких обращений считается дата вступления в законную силу решения суда. В учетных формах проставляется отметка "иск".
131. Обращения, касающиеся непосредственно процессуальных вопросов по делам об административных правонарушениях, находящимся в производстве должностных лиц органов внутренних дел, регистрируются и учитываются в порядке, предусмотренном Административным регламентом, рассматриваются в соответствии с требованиями административного законодательства Российской Федерации и приобщаются к материалам соответствующего дела. О результатах заявитель должен быть проинформирован. В учетных формах проставляется отметка "приобщено к делу об административном правонарушении N____".
132. Обращения, касающиеся обжалования действий должностных лиц органов внутренних дел по применению норм законодательства об административных правонарушениях, которые не могут быть предметом самостоятельного обжалования, являясь неразрывно связанными с конкретным делом об административном правонарушении (например: жалоба на применение мер обеспечения производства по делу, указанных в главе 27 КоАП; жалоба на протокол по делу, постановление по которому вынесено), регистрируются и учитываются в порядке, предусмотренном Административным регламентом. Заявитель информируется о возможности изложения его доводов, как в ходе рассмотрения дела, так и в жалобе на постановление или решение по делу об административном правонарушении.
133. Обращения, касающиеся непосредственно процессуальных вопросов по уголовным делам, находящимся в производстве органов предварительного следствия и дознания системы МВД России (например, об ознакомлении с заключением эксперта; о приобщении доказательств; о дополнительном допросе лиц), регистрируются и учитываются в порядке, предусмотренном Административным регламентом, рассматриваются в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации и приобщаются к материалам соответствующего уголовного дела. О результатах заявитель должен быть проинформирован. В учетных формах проставляется отметка "приобщено к уголовному делу N____".
134. Заявления граждан специального характера (по направлениям деятельности), связанные с утратой или выдачей удостоверений, разрешений, лицензий, справок, заключений, государственных регистрационных знаков, талонов, паспортов, актов, документов, предоставляющих или восстанавливающих какое-либо право, а также запросы информации регистрируются, учитываются в порядке, предусмотренном Административным регламентом, и направляются в соответствующее подразделение органа внутренних дел. Если рассмотрение такого рода заявлений регламентировано иным федеральным законодательством, положения Административного регламента на них не распространяются. В учетных формах проставляется отметка "спецзаявления".
135. Обращение сотрудника в форме рапорта или докладной записки с предложением, заявлением или жалобой (в том числе об отказе в предоставлении отпуска, обжаловании дисциплинарного взыскания, уведомлением о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений) регистрируется и учитывается в порядке, предусмотренном Административным регламентом, и рассматривается в соответствии с законодательством Российской Федерации и ведомственными нормативными актами МВД России, за исключением тех, по которым предусмотрен иной порядок регистрации и рассмотрения. В учетных формах проставляется отметка "рапорт".
136. Аналогичное обращение приобщается (направляется исполнителю) к материалам по первому обращению, если его рассмотрение не окончено. В ответе гражданину проставляются все номера, а в тексте дается обязательная ссылка на все объединенные в одном материале обращения и адресаты (если имеются), откуда они получены. Обращение, повторяющее текст предыдущего, на которое уже дан ответ, не рассматривается, а заявителю направляется уведомление о ранее данном ответе с приложением копии этого ответа.
137. Анонимные обращения, содержащие сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, подлежат направлению в структурное подразделение органа внутренних дел или другой государственный орган в соответствии с компетенцией, о чем в учетных формах подразделения делопроизводства проставляется отметка "анонимное".
138. Анонимные заявления, содержащие данные о признаках совершенного или готовящегося террористического акта, уполномоченным сотрудником подразделения делопроизводства докладываются руководителю и в соответствии с его резолюцией передаются в дежурную часть для регистрации в КУСП.
139. Решение о целесообразности проведения проверки по анонимному обращению, не содержащему данные, указанные в пункте 138 Административного регламента, принимает руководитель.
140. О принятом решении по анонимному обращению, поступившему из государственных органов и органов местного самоуправления, при необходимости информируется направившее его должностное лицо.