Распоряжение Минтранса РФ от 22 ноября 2002 г. N НС-140-р "Об утверждении Правил классификации и постройки судов смешанного (река - море) плавания" стр. 16

13 Противопожарное оборудование и системы

13.1 Общие требования к системам пожаротушения

13.1.1 Судовые помещения в дополнение к водопожарной системе должны быть оборудованы стационарными системами пожаротушения в соответствии с табл. 13.1.1.
По согласованию с Речным Регистром допускается применение других эквивалентных систем.
13.1.2 Если два или несколько смежных помещений, представляющих различную пожарную опасность, не разделены между собой герметичными или непроницаемыми переборками или палубами, либо если жидкое топливо может перетекать из одного помещения в другое и возможность такого перетекания конструктивно не устранена, то выбор огнетушащего вещества и соответственно системы пожаротушения производится применительно к тому помещению, которое представляет наибольшую пожарную опасность, а расчет потребного количества огнетушащего вещества и интенсивность его подачи производится по суммарной площади или объему (соответственно) всех сообщающихся между собой помещений.
Если защищаемые помещения не сообщаются между собой, расчет необходимого количества огнетушащего вещества должен производиться для одного наибольшего помещения.
Таблица 13.1.1
Помещение
Помещения должны быть защищены одной из указанных систем пожаротушения, отмеченных знаком +
Пенотушение
Углекислотное
Аэрозольное
1. Посты управления, за исключением помещений аварийных источников энергии
-
-
-
2. Помещения аварийных источников энергии
+
+
+
3. Жилые помещения
-
-
-
4. Служебные помещения, перечисленные в 9.2.6.1, 9.2.6.4, 9.2.6.5 ч. I
-
-
+*(8)
5. Кладовые, перечисленные в 9.2.6.3.1*(1) ч. I
+*(2)
+
+*(9)
6. Грузовые помещения, перечисленные в 9.2.5.3-9.2.5.5 ч. I
+*(3), *(6)
+
-
7. Грузовые танки, перечисленные в 9.2.5.1 ч. I
+
-
-
8. Грузовые помещения, перечисленные в 9.2.5.2*(3), *(4) ч. I
+*(2)
-
-
9. Машинные помещения А*(5)
+*(6)
+
+
10. Глушители двигателей внутреннего сгорания, утилизационные котлы, дымоходы паровых котлов, машинные помещения, кроме перечисленных в п. 9 и 11
-
+*(7)
-
11. Машинные помещения без постоянной вахты, в которых расположены гребные электрические двигатели мощностью не менее 375 кВт
+*(6)
+
+
12. Помещения грузовых насосов наливных судов
+*(6)
+
+*(9)
*(1) Фонарные, малярные, кладовые воспламеняющихся жидкостей, сжиженных и сжатых газов могут не иметь стационарной системы пожаротушения, если объем каждой кладовой не превышает 3 .*(2) Следует применять систему тушения пеной средней кратности около 100:1.*(3) Для защиты грузовых помещений контейнеров не следует применять систему пенотушения.*(4) Помещения для сухих грузов могут не оборудоваться системами пожаротушения в следующих случаях:на грузовых судах валовой вместимостью менее 2000, не приспособленных для перевозки опасных грузов;если трюмы предназначены для перевозки только руды, угля, зерна, невысушенных лесоматериалов, негорючих грузов и грузов с низкой пожарной опасностью, при этом трюмы должны быть оборудованы стальными люковыми закрытиями и эффективными средствами закрытия вентиляционных и других отверстий, ведущих в трюмы.*(5) Если котлы, работающие на жидком топливе, установлены внутри машинного помещения так, что они не отгорожены от этого помещения газонепроницаемыми выгородками и платформами, в таком помещении должна быть установлена одна из указанных систем пожаротушения для защиты всего помещения даже в том случае, когда в этом помещении никаких других технических средств, работающих на жидком топливе, кроме указанных котлов, нет.*(6) Следует применять систему тушения пеной кратностью 1000:1.*(7) Для судов, перевозящих воспламеняющиеся жидкости, и судов, их обслуживающих, судов, перевозящих легковоспламеняющиеся сухие грузы, независимо от валовой вместимости, а также для всех прочих судов, перевозящих легковоспламеняющиеся сухие грузы, независимо от валовой вместимости, а также для всех прочих судов, имеющих суммарную мощность главных и вспомогательных двигателей более 740 кВт.*(8) Кроме хозяйственных помещений, указанных в 9.2.6.1 ч. I.*(9) Следует применять генераторы во взрывозащищенном исполнении. Для грузовых насосных отделений наливных судов, перевозящих нефтепродукты с температурой вспышки паров 60°С и выше допускается применение генераторов в обычном исполнении.
13.1.3 Герметичные и непроницаемые двери могут рассматриваться как закрытия в разделяющей смежные машинные помещения переборке только в том случае, если они имеют дистанционный привод и у постов, из которых может быть выпущено огнетушащее вещество, имеется сигнализация о полном закрытии этих дверей. Если такая сигнализация отсутствует, расчет и подвод огнетушащего вещества производится исходя из необходимости обеспечения средствами пожаротушения суммарного объема (площади) смежных помещений.
13.1.4 Если в помещении, защищаемом системой углекислотного или аэрозольного тушения, имеются воздухохранители, вместимость которых по свободному воздуху составляет более 30% объема этого помещения (более 10% для системы тушения хладонами), количество огнетушащего вещества определяется из необходимости защиты расчетного объема защищаемого помещения и избытка свободного объема сжатого воздуха.
Такое увеличение количества огнетушащего вещества может не предусматриваться, если обеспечен отвод воздуха за пределы защищаемого помещения от предохранительных клапанов и легкоплавких пробок воздухохранителей.
13.1.5 В целях предотвращения чрезмерного давления в помещениях, оборудованных системами объемного пожаротушения, при выпуске огнетушащего вещества в необходимых случаях должны быть установлены клапаны или использованы имеющиеся устройства (например, воздушные трубы или вентиляционные каналы).
13.1.6 При расчете количества и интенсивности подачи огнетушащего вещества к расчетному объему (или расчетной площади соответственно) защищаемого помещения должен быть добавлен суммарный объем (площадь) цистерн для хранения пожароопасных веществ, расположенных в этом помещении, за исключением объема (площади) цистерн, расположенных в двойном дне.
Если защищаемое помещение является машинным категории А, то к расчетному объему необходимо добавлять объем топливных и масляных цистерн, находящихся внутри помещения и граничащих с ним, за исключением цистерн, расположенных в двойном дне. При этом следует добавлять объем одной наибольшей из отдельно расположенных цистерн или двух смежных цистерн. Добавление объема более чем трех цистерн не требуется.
13.1.7 Устройство систем должно обеспечивать поступление огнетушащего вещества во все пространства защищаемого помещения, включая выгороженные в нем участки (например, посты управления, мастерские и т.п. в машинных помещениях).
13.1.8 На судах валовой вместимостью менее 150, на которых размещение станции пожаротушения вне защищаемого помещения затруднено, а также в отдельных случаях на прочих судах, на которых объем отдельных защищаемых помещений не превышает 100 , допускается установка резервуаров с огнетушащим веществом и сосудов под давлением внутри защищаемого помещения при условии обязательного снабжения таких станций надежным устройством для немедленного дистанционного пуска системы в действие извне защищаемого помещения; при этом месторасположение привода дистанционного пуска должно быть четко обозначено и иметь освещение от общесудовой и аварийной сети. Резервуары с огнетушащим веществом, обладающим токсическими свойствами, расположенные внутри помещений с постоянным пребыванием в них людей, должны быть заключены в стальные газонепроницаемые выгородки, оборудованные автономной принудительной вентиляцией.
13.1.9 Прокладки, применяемые в соединениях систем пожаротушения, должны быть изготовлены из материалов, стойких к воздействию огнетушащего вещества и морской среды (морской воды и влажного атмосферного воздуха).
13.1.10 Для трубопроводов должны применяться стальные трубы. Как равноценные стальным могут быть применены и медные, медно-никелевые или биметаллические (материалом одного из слоев которых является сталь или медь) трубы.
Стальные трубы должны иметь внутреннее и наружное антикоррозионное покрытие.
Пожарные краны, прочее оборудование и арматура систем пожаротушения, обеспечивающие исправное и безопасное действие этих систем, должны быть изготовлены из материалов, стойких к воздействию морской среды.

13.2 Водопожарная система

13.2.1 Количество стационарных пожарных насосов и минимальное давление в месте расположения любого крана при подаче воды через краны, определяемой по формуле (13.2.4), должны быть не менее указанных в табл. 13.2.1.
Таблица 13.2.1
Валовая вместимость судна
Число насосов (не считая аварийного, если он устанавливается)
Минимальное давление у кранов, МПа
Менее 300
1
0,20
От 300 до 1000
1
0,26
От 1000 до 4000
2
0,26
4000 и более
2
0,28
13.2.2 На самоходных судах валовой вместимостью 1000 и более дополнительно должен быть установлен стационарный аварийный пожарный насос, отвечающий требованиям 13.4.3, 13.4.4, 13.4.6, 13.4.9 ч. II ПСВП и настоящей главы.
13.2.3 Аварийный пожарный насос может не устанавливаться, если пожарные насосы и источники энергии для их привода размещены в разных отсеках, имеющих не более одной смежной стальной палубы или переборки, с таким расчетом, что при пожаре в одном из отсеков насосы, расположенные в другом (других) отсеке (отсеках), будут обеспечивать подачу воды в пожарную магистраль.
13.2.4 Суммарная подача стационарных пожарных насосов при давлении у любого крана не менее указанного в табл. 13.2.1 должна быть не менее, :
, (13.2.4)
где m - коэффициент, зависящий от размерений судна: ,
L, В, Н - главные размерения судна.
13.2.5 Суммарная подача пожарных насосов может не превышать 180 , если из условия обеспечения одновременной работы других систем, потребляющих воду, не требуется большая подача.
13.2.6 При определении суммарной подачи пожарных насосов не принимается в расчет подача насосов, установленных на нефтеналивных судах в носовой части, и аварийного насоса.
13.2.7 Каждый стационарный пожарный насос должен быть рассчитан на подачу не менее двух струй воды при наибольшем диаметре насадок стволов, принятом на данном судне.
13.2.8 Каждый стационарный пожарный насос, кроме аварийного, должен иметь подачу, равную не менее 80% общей требуемой подачи, деленной на требуемое количество пожарных насосов, но не менее 25 .
13.2.9 Если на судне предусматриваются другие системы пожаротушения, потребляющие воду от стационарных пожарных насосов, подача этих насосов должна быть достаточной для обеспечения работы водопожарной системы с подачей не менее 50% от подачи, определенной по формуле (13.2.4), и параллельной работы одной из других систем, потребляющих наибольшее количество воды. В данном случае количество воды для водопожарной системы должно быть достаточным для подачи не менее двух струй самыми большими насадками, однако подача более 90 не требуется. При этом необходимо учесть возможное увеличение расхода воды через каждый кран, вызванное повышением давления в трубопроводах, требуемым для работы других систем пожаротушения, а также требование 13.2.6.
13.2.10 В качестве стационарных пожарных насосов могут использоваться санитарные, балластные, осушительные и другие насосы забортной воды, если их подача и напор соответствуют расчетным; при этом они также должны удовлетворять требованиям 13.2.11.
13.2.11 Пожарные насосы, расположенные вне машинных помещений категории А, должны иметь отдельный приемный кингстон в отсеках, в которых они установлены.
13.2.12 Все пожарные насосы, включая аварийный, должны располагаться в помещениях с положительной температурой.
13.2.13 На грузовых судах с периодическим безвахтенным обслуживанием помещений, где расположены пожарные насосы, или когда вахту несет только один человек, должны быть предусмотрены дистанционный пуск одного из насосов из рубки и из района, где имеется постоянная вахта на стоянке, и подача воды в магистраль без дополнительного открывания клапанов в помещении насосов. В месте дистанционного пуска насоса должен быть установлен указатель давления воды в магистрали.

13.3 Система пенотушения

13.3.1 Пенообразователь для получения пены низкой и средней кратности должен работать на пресной и морской воде.

Часть III Судовые устройства и снабжение

2 Рулевое устройство

2.1 Рулевое устройство для судов класса "М-СП"

2.1.1 Нижнюю шейку баллера руля рекомендуется защищать облицовкой из нержавеющей стали либо другим согласованным с Речным Регистром способом.
2.1.2 Допускаемые напряжения при расчете прочности узлов и деталей рулевого устройства следует принимать следующими:
- для кручения и среза;
- для изгиба и изгиба совместно с кручением;
- для растяжения и сжатия.
Здесь - верхний предел текучести материала.