Отраслевые дорожные нормы ОДН 218.0.006-2002 "Правила диагностики и оценки состояния автомобильных дорог. Основные положения" (утв. распоряжением Минтранса РФ от 3 октября 2002 г. N ИС-840-р) стр. 12

где В - ширина проезжей части, м;
п
а - ширина краевой укрепленной полосы, м;
у
К - коэффициент, учитывающий влияние вида и ширины укрепления на
у фактически используемую для движения ширину основной
укрепленной поверхности (коэффициент используемой ширины
основной укрепленной поверхности), принимают по табл.5.2.
При отсутствии краевых укрепленных полос:
В = В х К , м. (5.12)
1ф п у
На мостах, путепроводах, эстакадах:
В = Г - 3 х h , м, (5.13)
1ф б
где Г - габарит моста, м;
h - высота бордюра, м.
б
Таблица 5.2

Значения коэффициента использования ширины основной укрепленной поверхности

┌──────────────────────────────┬───────────────────────────────────────┐
│ Вид укрепления обочин │ Значения К_у │
│ ├─────────────────────┬─────────────────┤
│ │на прямых участках и │на кривых в плане│
│ │ на кривых в плане │ радиусом менее │
│ │радиусом более 200 м │200 м, а также на│
│ │ │ участках с │
│ │ │ ограждениями, │
│ │ │ направляющими │
│ │ │ столбиками, │
│ │ │ тумбами, │
│ │ │ парапетами │
├──────────────────────────────┼─────────────────────┼─────────────────┤
│Покрытие из асфальтобетона,│ 1,0 │ 1,0 │
│цементобетона или из│ │ │
│материалов, обработанных│ │ │
│вяжущими │ │ │
├──────────────────────────────┼─────────────────────┼─────────────────┤
│Слой щебня или гравия │ 0,98/0,96 │ 0,97/0,95 │
├──────────────────────────────┼─────────────────────┼─────────────────┤
│Засев трав │ 0,96/0,94 │ 0,95/0,93 │
├──────────────────────────────┼─────────────────────┼─────────────────┤
│Обочины не укреплены │ 0,95/0,93 │ 0,93/0,90 │
└──────────────────────────────┴─────────────────────┴─────────────────┘
┌──────────────────────────────┬───────────────────────────────────────┐
Примечания: 1. В числителе для дорог I - II категорий, в знаменателе - для дорог III - V категорий.
2. Значения К_у даны для ширины полосы укрепления обочины 1,0 м и более. При меньшей ширине полосы укрепления значения К_у принимают для укрепления асфальтобетоном или другими обработанными вяжущими материалами как для укрепления щебнем или гравием; для укрепления щебнем или гравием как для укрепления засевом трав, а для укрепления засевом трав как для неукрепленной обочины.
5.4.5. За характерные по ширине укрепленной поверхности принимают участки с одинаковой шириной проезжей части и укрепленных краевых полос, а при отсутствии краевых полос - участки дороги с одинаковой шириной проезжей части. При этом не учитывают колебания ширины в пределах до 0,20 м. При уменьшении или увеличении на смежном участке ширины основной укрепленной поверхности более чем на 0,20 м такой участок выделяют в характерный. Если разница в ширине В_1ф на смежных участках превышает 0,5 м, то участок с меньшей шириной относят к местным сужениям, в длину которого включают зоны влияния по 75 м от начала и конца сужения.
Таблица 5.3

Значения частного коэффициента обеспеченности расчетной скорости К_рс1, учитывающего влияние ширины основной укрепленной поверхности дороги для двухполосных дорог

┌─────────────┬─────────────────────────────────────────────────────────┐
│ Ширина │ Интенсивность движения, авт./сут. (физических ед.) │
│ основной ├─────────────┬──────────────┬─────────────┬──────────────┤
│ укрепленной │ менее 600 │ 600-1200 │ 1200-3600 │ 3600-10000 │
│ поверхности │ │ │ │ │
│ В_1ф, м │ │ │ │ │
├─────────────┼─────────────┼──────────────┼─────────────┼──────────────┤
│ 4,50 │ 0,58 │ 0,25 │ - │ - │
├─────────────┼─────────────┼──────────────┼─────────────┼──────────────┤
│ 4,75 │ 0,68 │ 0,33 │ - │ - │
├─────────────┼─────────────┼──────────────┼─────────────┼──────────────┤
│ 5,0 │ 0,79 │ 0,41 │ - │ - │
├─────────────┼─────────────┼──────────────┼─────────────┼──────────────┤
│ 5,25 │ 0,88 │ 0,50 │ - │ - │
├─────────────┼─────────────┼──────────────┼─────────────┼──────────────┤
│ 5,50 │ 1,0 │ 0,58 │ - │ - │
├─────────────┼─────────────┼──────────────┼─────────────┼──────────────┤
│ 5,75 │ 1,10 │ 0,64 │ - │ - │
├─────────────┼─────────────┼──────────────┼─────────────┼──────────────┤
│ 6,0 │ 1,20 │ 0,75 │ 0,65 │ - │
├─────────────┼─────────────┼──────────────┼─────────────┼──────────────┤
│ 6,25 │ 1,25 │ 0,84 │ 0,71 │ - │
├─────────────┼─────────────┼──────────────┼─────────────┼──────────────┤
│ 6,50 │ - │ 0,93 │ 0,78 │ 0,61 │
├─────────────┼─────────────┼──────────────┼─────────────┼──────────────┤
│ 6,75 │ - │ 1,0 │ 0,85 │ 0,68 │
├─────────────┼─────────────┼──────────────┼─────────────┼──────────────┤
│ 7,0 │ - │ 1,07 │ 0,91 │ 0,75 │
├─────────────┼─────────────┼──────────────┼─────────────┼──────────────┤
│ 7,25 │ - │ 1,13 │ 0,98 │ 0,82 │
├─────────────┼─────────────┼──────────────┼─────────────┼──────────────┤
│ 7,50 │ - │ 1,19 │ 1,05 │ 0,88 │
├─────────────┼─────────────┼──────────────┼─────────────┼──────────────┤
│ 7,75 │ . │ 1,25 │ 1,12 │ 0,94 │
├─────────────┼─────────────┼──────────────┼─────────────┼──────────────┤
│ 8,0 │ - │ 1,30 │ 1,18 │ 1,0 │
├─────────────┼─────────────┼──────────────┼─────────────┼──────────────┤
│ 8,25 │ - │ - │ 1,25 │ 1,05 │
├─────────────┼─────────────┼──────────────┼─────────────┼──────────────┤
│ 8,50 │ - │ - │ 1,30 │ 1,10 │
├─────────────┼─────────────┼──────────────┼─────────────┼──────────────┤
│ 8,75 │ - │ - │ - │ 1,15 │
├─────────────┼─────────────┼──────────────┼─────────────┼──────────────┤
│ 9,0 │ - │ - │ - │ 1,20 │
├─────────────┼─────────────┼──────────────┼─────────────┼──────────────┤
│ 9,25 │ - │ - │ - │ 1,25 │
├─────────────┼─────────────┼──────────────┼─────────────┼──────────────┤
│ 9,50 │ - │ - │ - │ 1,30 │
└─────────────┴─────────────┴──────────────┴─────────────┴──────────────┘
┌─────────────┬─────────────────────────────────────────────────────────┐
5.4.6. Значения К_рс1 в зависимости от ширины основной укрепленной поверхности, используемой для движения, числа полос и интенсивности движения приведены в табл.5.3 - 5.6.
Таблица 5.4

Для трехполосных дорог

┌───────────────────────────────┬───────────────────────────────────────┐
│Ширина укрепленной поверхности │ Значения K_рс1 │
│ В_1ф, м │ │
│ ├────────────────────┬──────────────────┤
│ │ с разметкой │ при отсутствии │
│ │ │ разметки │
├───────────────────────────────┼────────────────────┼──────────────────┤
│ 10,50 │ 0,8 │ 0,7 │
├───────────────────────────────┼────────────────────┼──────────────────┤
│ 10,75 │ 0,83 │ 0,72 │
├───────────────────────────────┼────────────────────┼──────────────────┤
│ 11,0 │ 0,86 │ 0,74 │
├───────────────────────────────┼────────────────────┼──────────────────┤
│ 11,25 │ 0,88 │ 0,76 │
├───────────────────────────────┼────────────────────┼──────────────────┤
│ 11,50 │ 0,90 │ 0,78 │
├───────────────────────────────┼────────────────────┼──────────────────┤
│ 11,75 │ 0,95 │ 0,80 │
├───────────────────────────────┼────────────────────┼──────────────────┤
│ 12,0 │ 0,99 │ 0,81 │
├───────────────────────────────┼────────────────────┼──────────────────┤
│ 12,25 │ 1,03 │ 0,82 │
├───────────────────────────────┼────────────────────┼──────────────────┤
│ 12,50 │ 1,08 │ 0,83 │
├───────────────────────────────┼────────────────────┼──────────────────┤
│ 12,75 │ 1,10 │ 0,85 │
├───────────────────────────────┼────────────────────┼──────────────────┤
│ 13,0 │ 1,15 │ 0,87 │
├───────────────────────────────┼────────────────────┼──────────────────┤
│ 13,25 │ 1,18 │ 0,92 │
├───────────────────────────────┼────────────────────┼──────────────────┤
│ 13,50 │ 1,22 │ 0,97 │
├───────────────────────────────┼────────────────────┼──────────────────┤
│ 13,75 │ 1,25 │ 1,02 │
├───────────────────────────────┼────────────────────┼──────────────────┤
│ 14,0 │ - │ 1,07 │
└───────────────────────────────┴────────────────────┴──────────────────┘
┌───────────────────────────────┬───────────────────────────────────────┐
Таблица 5.5

Для двухполосной проезжей части четырехполосных дорог

┌───────────────────────────────┬───────────────────────────────────────┐
│Ширина укрепленной поверхности │ Значения K_pci при ширине │
│ В_1ф, м │ разделительной полосы, м │
│ ├────────────────────┬──────────────────┤
│ │ до 5 м │ более 5 м │
├───────────────────────────────┼────────────────────┼──────────────────┤
│ 6,0 │ 0,50 │ 0,55 │
├───────────────────────────────┼────────────────────┼──────────────────┤
│ 6,25 │ 0,59 │ 0,64 │
├───────────────────────────────┼────────────────────┼──────────────────┤
│ 6,50 │ 0,67 │ 0,72 │
├───────────────────────────────┼────────────────────┼──────────────────┤
│ 6,75 │ 0,75 │ 0,80 │
├───────────────────────────────┼────────────────────┼──────────────────┤
│ 7,0 │ 0,83 │ 0,88 │
├───────────────────────────────┼────────────────────┼──────────────────┤
│ 7,25 │ 0,90 │ 0,95 │
├───────────────────────────────┼────────────────────┼──────────────────┤
│ 7,50 │ 0,95 │ 1,00 │
├───────────────────────────────┼────────────────────┼──────────────────┤
│ 7,75 │ 1,0 │ 1,05 │
├───────────────────────────────┼────────────────────┼──────────────────┤
│ 8,0 │ 1,05 │ 1,10 │
├───────────────────────────────┼────────────────────┼──────────────────┤
│ 8,25 │ 1,10 │ 1,15 │
├───────────────────────────────┼────────────────────┼──────────────────┤
│ 8,50 │ 1,15 │ 1,20 │
├───────────────────────────────┼────────────────────┼──────────────────┤
│ 8,75 │ 1,20 │ 1,23 │
├───────────────────────────────┼────────────────────┼──────────────────┤
│ 9,0 │ 1,25 │ 1,26 │
├───────────────────────────────┼────────────────────┼──────────────────┤
│ 9,25 │ 1,29 │ 1,29 │
├───────────────────────────────┼────────────────────┼──────────────────┤
│ 9,50 │ 1,32 │ 1,32 │
├───────────────────────────────┼────────────────────┼──────────────────┤
│ 9,75 │ 1,35 │ 1,35 │
└───────────────────────────────┴────────────────────┴──────────────────┘
┌───────────────────────────────┬───────────────────────────────────────┐
Примечание. Приведенные K_pc1 действительны при интенсивности движения более 7 тыс.авт./сут. При меньшей интенсивности для дорог с шириной укрепленной поверхности 10,5 м принимают K_рс1 = 1,10 при отсутствии разметки и K_pc1 = 1,25 при наличии разметки.
Таблица 5.6

Для многополосных магистралей

┌───────────────────────────────┬───────────────────────────────────────┐
│ Ширина основной укрепленной │ Значения K_рс1 при ширине │
│поверхности одного направления,│ разделительной полосы, м │
│ м │ │
│ ├────────────────────┬──────────────────┤
│ │ до 5 м │ более 5 м │
├───────────────────────────────┴────────────────────┴──────────────────┤
│ Шестиполосные дороги │
├───────────────────────────────┬────────────────────┬──────────────────┤
│ 10,50 │ 0,75 │ 0,80 │
├───────────────────────────────┼────────────────────┼──────────────────┤
│ 10,75 │ 0,80 │ 0,85 │
├───────────────────────────────┼────────────────────┼──────────────────┤
│ 11,0 │ 0,85 │ 0,90 │
├───────────────────────────────┼────────────────────┼──────────────────┤
│ 11,25 │ 0,92 │ 0,96 │
├───────────────────────────────┼────────────────────┼──────────────────┤
│ 11,50 │ 0,98 │ 1,03 │
├───────────────────────────────┼────────────────────┼──────────────────┤
│ 11,75 │ 1,05 │ 1,10 │
├───────────────────────────────┼────────────────────┼──────────────────┤
│ 12,00 │ 1,10 │ 1,15 │
├───────────────────────────────┼────────────────────┼──────────────────┤
│ 12,25 │ 1,15 │ 1,20 │
├───────────────────────────────┼────────────────────┼──────────────────┤
│ 12,50 │ 1,20 │ 1,25 │
├───────────────────────────────┼────────────────────┼──────────────────┤
│ 12,75 │ 1,25 │ 1,30 │
├───────────────────────────────┼────────────────────┼──────────────────┤
│ 13,00 │ 1,30 │ 1,35 │
├───────────────────────────────┴────────────────────┴──────────────────┤
│ Восьмиполосные дороги │
├───────────────────────────────┬────────────────────┬──────────────────┤
│ 15,00 │ 0,75 │ 0,80 │
├───────────────────────────────┼────────────────────┼──────────────────┤
│ 15,25 │ 0,80 │ 0,85 │
├───────────────────────────────┼────────────────────┼──────────────────┤
│ 15,50 │ 0,85 │ 0,90 │
├───────────────────────────────┼────────────────────┼──────────────────┤
│ 15,75 │ 0,95 │ 1,00 │
├───────────────────────────────┼────────────────────┼──────────────────┤
│ 16,00 │ 1,05 │ 1,10 │
├───────────────────────────────┼────────────────────┼──────────────────┤
│ 16,25 │ 1,15 │ 1,20 │
├───────────────────────────────┼────────────────────┼──────────────────┤
│ 16,50 │ 1,20 │ 1,25 │
├───────────────────────────────┼────────────────────┼──────────────────┤
│ 16,75 │ 1,25 │ 1,30 │
├───────────────────────────────┼────────────────────┼──────────────────┤
│ 17,00 │ 1,30 │ 1,35 │
└───────────────────────────────┴────────────────────┴──────────────────┘
┌───────────────────────────────┬───────────────────────────────────────┐
5.4.7. Частный коэффициент К_рс2 определяют по величине ширины обочины в соответствии с табл.5.8. В общем случае в состав обочины входят краевая укрепленная полоса, укрепленная полоса для остановки автомобилей и прибровочная полоса.
5.4.8. За характерные по ширине обочин принимают отрезки дороги с одинаковой шириной обочин. Если ширина правой и левой обочин разная, в расчет принимают меньшую. При выделении характерных участков не учитывают колебания ширины обочины в пределах до 0,10 м при общей ширине обочины до 1,5 м и в пределах до 0,20 м при ширине обочины более 1,5 м. В случае изменения ширины обочины на величину больше указанных (0,1 м и 0,20 м) участок выделяют в характерный.
5.4.9. В случае, когда проезжая часть и краевые укрепленные полосы или проезжая часть и укрепленные обочины имеют один тип покрытия и между этими элементами нет четко видимых различий (например, для гравийных и щебеночных покрытий), ширину краевых укрепленных полос или укрепленных обочин условно принимают по формуле:
В - В
у о
а = ─────────, м, (5.14)
у 2
где а - ширина краевой укрепленной полосы или укрепленной обочины,