Государственный земельный надзор - Госземнадзор

К сожалению, самозахват, использование земельных участков не по целевому назначению, нарушение плодородного слоя, нарушение требований закона при предоставлении муниципальных или государственных участков и т.д. – угнетающая действительность. С ней борются на законодательном и местном уровнях, посредством государственного земельного надзора. А что есть государственный земельный надзор? Расскажем ниже, но обо все по порядку… Для начала разберемся, кто же осуществляет государственный земельный надзор?

Органы государственного земельного надзора

По закону государственный земельный надзор осуществляют три федеральных органа исполнительной власти:
- Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр);
- Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору;
- Федеральная служба по надзору в сфере природопользования.
У каждого органа свой предмет контроля, но, при требующих того обстоятельствах, службы могут привлекать друг друга к проверкам и оказывать необходимое содействие.

Предмет контроля

Предмет государственного земельного надзора — это контроль за соблюдением землепользователями в отношении земель требований действующего законодательства.

Росреестр

Так зона контроля Росреестра распространяется на вопросы, касающиеся: самозахвата, использования земельных участков по целевому назначению, чистоты и правомерности предоставление земельных участков из государственной или муниципальной собственности и т.д.

Ветеринария и фитосанитария

Ветеринарная и фитосанитарная служба осуществляет контроль за: нарушением плодородного слоя почвы, улучшением земель и охраной почв от эрозии различных видов (ветровая, водная и т.д.), мелиорацией земель, рекультивацией земель, после проведения строительных, изыскательских и пр. работ и т.д.

Природопользование

Природопользование контролирует: проведение рекультивация земель при разработке месторождений, использование земельных участков и лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах, нарушение плодородного слоя почвы и т.д.
Государственный земельный надзор проводится Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в рамках Федерального государственного экологического надзора.

Риск-ориентированный подход

Федеральные службы осуществляют государственный земельный надзор с применением риск-ориентированного подхода. Т.е. при осуществлении контроля той или иной службой, объекты земельных отношений делятся на категории риска, с учетом различных критериев:

Росреестр (в отношении земель, используемых юридическими лицами и ИП)

ЗУ среднего риска

  • участки, предназначенные для захоронения и размещения твердых бытовых отходов, размещения кладбищ, и примыкающие к ним земельные участки;
  • участки под гаражное и (или) жилищное строительство;
  • участки в границах или примыкающие к границе береговой полосы водных объектов общего пользования.

ЗУ умеренного риска

  • участки, граничащие с землями лесного фонда, землями особо охраняемых территорий и объектов, а также землями запаса;
  • участки категории земель населенных пунктов и участки, граничащие с землями с/х назначения;
  • участки категории промышленности, энергетики, транспорта и т.д., а также участки с/х назначения;
  • участки с/х назначения и граничащие с землями населенных пунктов.

ЗУ низкого риска

  • все остальные

Ветеринария и фитосанитария (в отношении земель с/х назначения)

ЗУ среднего риска

  • кадастровая стоимость участка на 50% и более превышает средний уровень по району (или округу);
  • мелиорируемые участки;
  • граничат с участками, на которых расположены комплексы по разведению с/х птицы (мощностью 40 тыс. птицемест и более);
  • граничат с участками, на которых расположены комплексы по разведению свиней (мощностью 2000 мест и более), свиноматок (мощностью 750 мест и более).

ЗУ умеренного риска

  • граничат с участками из земель с категорией промышленности, энергетики, транспорта и т.д.;
  • участки, в границах которых расположены магистральные трубопроводы;
  • граничат с участками, на которых расположены комплексы по разведению с/х птицы (мощностью менее 40 тыс. птицемест);
  • граничат с участками, на которых расположены комплексы по разведению свиней (мощностью менее 2000 мест), свиноматок (мощностью менее 750 мест).

ЗУ низкого риска

  • все остальные

Природопользование (категория риска присваивается на основании критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду)

ЗУ значительного риска

  • земельные участки, соответствующие критериям отнесения объектов, оказывающих значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящихся к областям применения наилучших доступных технологий, к объектам I категории, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, за исключением объектов, на которых осуществляется деятельность исключительно по сбору и (или) транспортированию отходов производства и потребления.

ЗУ среднего риска

  • ЗУ, соответствующие критериям отнесения объектов, оказывающих умеренное негативное воздействие на окружающую среду, к объектам II категории, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, за исключением ЗУ, на которых осуществляется деятельность исключительно по сбору и (или) транспортированию отходов производства и потребления.

ЗУ умеренного риска

  • ЗУ, соответствующие критериям отнесения объектов, оказывающих незначительное негативное воздействие на окружающую среду, к объектам III категории, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, а также ЗУ, на которых осуществляется деятельность исключительно по сбору и (или) транспортированию отходов производства и потребления, за исключением ЗУ, которым при включении в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, присвоена IV категория.

ЗУ низкого риска

  • ЗУ, соответствующие критериям отнесения объектов, оказывающих минимальное негативное воздействие на окружающую среду, к объектам IV категории, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий.

Инспекторы по использованию и охране земли

В соответствии с законом, инспекторами по использованию и охране земель являются сотрудники Росреестра и его территориальных органов.
18.11.2019 года в силу вступил приказ об утверждении регламента осуществления Росреестром государственного земельного надзора. Данный Регламент устанавливает правила проведения Росреестром соответствующих проверок, их предмет и сроки проведения.
Поскольку проверка инспектора может коснуться любого землепользователя, рекомендуем прочитать нашу статью, в которой мы подробно раскрываем данную тему. Ведь кто предупрежден, тот вооружен!

Комментарии

Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий.