Таблица 10.2.4
Наименование сигнальных средств | Количество, шт.* | |
"М-СП", "М-ПР" | "О-ПР" | |
Ракета парашютная судовая | 12 | 6 |
Ракета или граната звуковая | 6 | - |
Фальшфейер красный (бедствия) | 6 | 6 |
Однозвездная ракета (красная) | 6** | - |
Фальшфейер белый (при наличии дневной световой или звуковой сигнализации не требуется) | 6** | - |
* На несамоходных судах без команд пиротехнические средства не требуются. ** Рекомендуется. |
10.3 Технические требования к сигнальным средствам
10.3.1 Сигнальные фонари, требуемые для плавания в морских районах, а также фонари, выполняющие двойную функцию (фонари, использующиеся при плавании на внутренних водных путях и при плавании в морских районах) должны иметь характеристики, приведенные в табл. 10.3.1 и 10.3.2. Технические требования к сигнально-отличительным фонарям должны соответствовать требованиям 10.5 ч. III ПСВП с учетом требований табл. 10.3.1.
Таблица 10.3.1
N п/п | Фонари | Цвет огня | Минимальная дальность видимости огня, морские мили, для судов длиной L, м | Сектор освещения в горизонтальной плоскости | ||||
L > 50 | L < 12 | Угол освещения, град. | Углы видимости | |||||
1 | Топовый, буксирный | Белый | 6 | 5* | 2 | 225 | По 112,5° в обе стороны от диаметральной плоскости по носу судна | |
2 | Бортовой правого борта | Зеленый | 3 | 2 | 1 | 112,5 | 112,5° на правый борт от направления прямо по носу | |
3 | Бортовой левого борта | Красный | 3 | 2 | 1 | 112,5 | 112,5° на левый борт от направления прямо по носу | |
4 | Соединенный двухцветный | Зеленый, красный | - | 2 | 1 | 225 | По 112,5° на каждый борт от направления прямо по носу судна: правый борт - зеленый сектор, левый борт - красный сектор | |
5 | Соединенный трехцветный | Зеленый, красный, белый | - | - | 1** | 360 | Зеленый сектор - 112,5° на правый борт от направления прямо по носу судна; красный сектор - 112,5° на левый борт от направления прямо по носу судна; белый сектор - 135° (по 67,5°на каждый борт от направления прямо по корме судна) | |
6 | Кормовой | Белый | 3 | 2 | 2 | 135 | По 67,5° на каждый борт от направления прямо по корме судна | |
7 | Буксировочный | желтый | 3 | 2 | 2 | 135 | По 67,5° на каждый борт от направления прямо по корме судна | |
8 | Круговой | Белый, красный, зеленый | 3 | 2 | 2 | 360 | По всему горизонту | |
9 | Круговой проблесковый | Желтый | 3 | 2 | 2 | 360 | По всему горизонту | |
10 | Дополнительные круговые фонари для рыболовных судов, занятых тралением и ловом рыбы кошельковыми неводами на близком расстоянии друг от друга*** | Белый, красный, желтый | 1 | 1 | 1 | 360 | По всему горизонту | |
11 | Круговой для буксируемых, малозаметных частично погруженных судов и объектов | Белый | 3 | 3 | 3 | 360 | По всему горизонту | |
* Ha судах длиной менее 20 м минимальная дальность видимости - 3 морские мили; ** Минимальная дальность видимости белого сектора - 2 морские мили; *** Дальность видимости должна быть не менее 1 морской мили, но менее дальности видимости других круговых фонарей. |
10.3.2 Основные характеристики сигнально-проблесковых фонарей должны удовлетворять требованиям табл. 10.3.2.
10.3.3 Горизонтальная сила света одного проблеска сигнально-проблесковых фонарей должна быть не менее, кд:
, (10.3.3)
где - длительность проблеска, с;
I - сила света согласно 10.5.14 ч. III ПСВП, кд.
При применении этой формулы для ламп дневной сигнализации сила света I, определенная согласно 10.5.14 ч. III ПСВП, должна быть увеличена в 5000 раз.
10.3.4 Лампа дневной сигнализации должна иметь степень защиты IP22-IP13 с питанием от общесудовой сети и от аварийных источников питания согласно 4.4.1 ч. IV ПСВП, если не имеется собственной аккумуляторной батареи.
Таблица 10.3.2
Фонарь | Цвет огня | Дальность видимости огня, морские мили | Угол видимости фонаря в горизонтальной плоскости | |
Общий угол сектора | Расположение сектора | |||
Дневной сигнализации | Белый | 3* | Направленного действия (огонь фонаря показывается в нужном направлении) | |
Маневроуказания | Белый | 5 | 360° | По всему горизонту |
* Дальность видимости огня в дневное время при ясной атмосфере |
Лампа дневной сигнализации должна быть безопасной в эксплуатации, легко перемещаемой и удобной для использования ее одним человеком.
10.3.5 Фонарь маневроуказания должен обеспечивать подачу проблесковых световых сигналов в течение всего периода маневра судна. Продолжительность каждого проблеска и интервал между проблесками должен быть около 1 с, интервал между последовательными сигналами - не менее 10 с.
10.3.6 Основные характеристики свистков должны удовлетворять требованиям табл. 10.3.6.
10.3.7 Колокол или гонг, или иное устройство с аналогичными звуковыми характеристиками должны обеспечивать уровень звукового давления не менее 110 дб на расстоянии 1 м.
10.3.8 Колокола и гонги должны быть изготовлены из коррозионностойкого материала и издавать звук чистого тона.
Окраска колокола и гонга не допускается. Диаметр раструба колокола должен быть не менее 300 мм для судов длиной более 20 м и не менее 200 мм для судов длиной от 12 до 20 м. Рекомендуется применять колокол с механическим приводом "языка", при этом должна быть сохранена возможность звонить в колокол вручную. Масса "языка" должна быть не менее 3% массы колокола.
10.3.9 Сигнальные фигуры должны быть черного цвета, при этом шар должен иметь диаметр не менее 0,6 м; а ромб должен состоять из двух конусов с общим основанием с размерами каждого конуса не менее м, где d - диаметр основания конуса, h - высота конуса.
10.4 Установка сигнальных средств на судне
10.4.1 При вертикальной установке фонарей (один под другим) расстояния между ними должны быть не менее 2 м, а самый нижний фонарь, за исключением судов, для которых требуется буксировочный фонарь, должен быть расположен на высоте не менее 4 м над корпусом судна. На судах длиной менее 20 м эти расстояния могут быть уменьшены до 1 м и 2 м соответственно.
10.4.2 Фонари с углом видимости в горизонтальной плоскости 360°, за исключением якорных фонарей, должны устанавливаться таким образом, чтобы их огни не закрывались мачтами, стеньгами или надстройками в секторах, превышающих 6°. При этом фонарь следует рассматривать как круговой источник света диаметром, равным наружному диаметру источника света (нити накаливания лампы).
10.4.3 При невозможности выполнения требования 10.4.2 по согласованию с Речным Регистром допускается для каждого огня устанавливать систему фонарей. Каждая такая система должна устанавливаться на одном горизонтальном уровне, и должна быть исключена возможность видимости этих фонарей раздельно с любых направлений.
Таблица 10.3.6
Длина судна, м | Пределы основных частот, Гц | Уровень звукового давления на расстоянии 1 м в 1/3 октавной полосе, дБ, отнесенный к | Дальность слышимости, морские мили* |
70-200 | 143 | 2 | |
130-350 | 138 | 1,5 | |
250-700 | 130 | 1 | |
L < 20 | 250-700 | 120 | 0,5 |
* Дальность слышимости сигнала должна определяться такими частотами, которые могут включать основную и (или) одну или несколько более высоких частот в пределах 180-700 Гц ( %), обеспечивающих требуемые уровни звукового давления. |
10.4.4 Передний топовый фонарь должен быть установлен на носовой мачте в диаметральной плоскости судна на высоте, которая не меньше 6 м над главной палубой. Если ширина судна превышает 6 м, то фонарь необходимо устанавливать на высоте не менее ширины судна, однако нет необходимости устанавливать его на высоте более 12 м над главной палубой.
На судах длиной менее 20 м высота установки топового фонаря должна быть не менее 2,5 м над планширем.
10.4.5 Задний топовый фонарь следует устанавливать в диаметральной плоскости судна. Расстояние по вертикали между передним и задним топовым фонарями должно быть не менее 4,5 м. Горизонтальное расстояние между этими фонарями должно быть не менее 0,5 длины судна, при этом передний необходимо устанавливать на расстоянии не более 0,25 длины судна от форштевня.
10.4.6 Бортовые фонари на самоходных судах следует устанавливать позади переднего топового фонаря на высоте от корпуса не более 0,75 высоты расположения переднего топового фонаря.
На судах менее 20 м бортовые фонари могут устанавливаться впереди топового фонаря.
Бортовые фонари на несамоходных судах должны устанавливаться в передней части корпуса судна.
10.4.7 Кормовой фонарь следует устанавливать в диаметральной плоскости судна на планшире фальшборта, леерного ограждения кормы или на задней стенке рубки юта.
На буксирных судах допускается устанавливать кормовой фонарь на дымовой трубе (фальштрубе, стенке рубки) выше буксирного устройства. Во всех случаях кормовой фонарь должен быть расположен ниже бортовых отличительных.
10.4.8 Круговые фонари с белым огнем (якорные) должны быть установлены в носовой и кормовой частях судна, при этом высота установки носового белого кругового фонаря над корпусом судна должна быть не менее 6 м. Кормовой круговой белый фонарь должен устанавливаться ниже такого же носового фонаря не менее чем на 4,5 м.
Если на судне требуется установка одного кругового фонаря, его следует устанавливать на наиболее видном месте.
Круговые фонари с белым огнем допускается устанавливать как стационарно на специальных стойках, так и с помощью специального подъемного устройства.
10.4.9 Два круговых фонаря с красным огнем ("Судно, лишенное возможности управляться") следует устанавливать на видном месте вертикально один над другим с учетом требований 10.4.1 - 10.4.3 стационарно или с помощью подъемного устройства.
10.4.10 Буксирные фонари следует устанавливать выше и/или ниже переднего или заднего топовых фонарей с учетом 10.4.1.
10.4.11 Буксировочный фонарь должен быть установлен над кормовым фонарем с учетом 10.4.1.
10.4.12 Лампа дневной сигнализации должна храниться в рулевой или штурманской рубке и быть всегда готова к использованию.
10.4.13 Фонарь маневроуказания должен располагаться в диаметральной плоскости и по возможности на высоте не менее 2 м от переднего топового фонаря, при этом он должен располагаться не менее чем на 2 м выше или ниже заднего топового фонаря.
На судне, которое имеет только один топовый фонарь, фонарь маневроуказания должен устанавливаться на наиболее видном месте на расстоянии не менее 2 м по вертикали выше топового фонаря.
Если предусматривается одновременная подача световых и звуковых сигналов, следует предусматривать также возможность отдельной подачи световых сигналов.
10.4.14 Гонг должен быть размещен как можно ближе к кормовой оконечности судна в таком месте, где ничто не может мешать распространению звука, и подвешиваться свободно, чтобы при крене не соприкасаться с окружающими предметами.
Для хранения колотушки следует предусматривать специальное гнездо в непосредственной близости к гонгу.
11 Навигационное снабжение
11.1 Навигационное снабжение судов смешанного плавания следует принимать в соответствии с 11.2.2 ч. III ПСВП как для судов I и II категорий класса "М".