Внесение изменений в законодательство о кадастровом учете и регистрации недвижимости

26.05.2020 г. в Государственную Думу был внесен законопроект № 962484-7 об изменении действующего законодательства о кадастровом учете и регистрации объектов недвижимости. Фраза песни из горячо любимого кинофильма: «на лицо ужасные, добрые внутри» - антипод вносимых поправок, с точки зрения профессионального сообщества. Но обо всем по порядку.

Суть законопроекта, что собираются менять?

Законопроект № 962484-7 призван усовершенствовать целый ряд вопросов, касающихся кадастрового учета и регистрации объектов недвижимости.
Так вносимыми поправками собираются модернизировать действующее законодательство в сферах:

  • детализация отношений между многофункциональными центрами, кадастровой палатой и Росреестром;
  • оптимизация процесса правовой экспертизы;
  • сокращение сроков рассмотрения документов;
  • повышение качества и доступности услуг Росреестра (в том числе ив электронном виде);
  • сокращение сроков регистрации договоров участия в долевом строительстве и т.д.

Законопроект № 962484-7 должен оптимизировать существующее правовое регулирование, восполняя многие пробелы и конкретизируя нормы, и вроде бы все хорошо и отлично, если бы не одно НО, а именно пункт о наделении Федеральной кадастровой палаты (далее – «ФКП») полномочиями на проведение работ по подготовке документов, необходимых для внесения в ЕГРН сведений об объектах недвижимости.

Новые полномочия ФКП в соответствии с последними поправками

После передачи более 10 лет назад полномочий по ведению государственного кадастра недвижимости Росреестру, ФКП вынуждена была трансформироваться. На сегодняшний день ФКП – это современный оператор государственной информационной системы, пытающийся идти в ногу со временем (о новейших разработках ФКП, читайте в нашей статье).
Однако рассматриваемые в настоящее время Государственной думой поправки вменяют ФКП подготовку документов, необходимых для:

  1. Внесения в ЕГРН сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, границах публичных сервитутов, границах территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, охотничьих угодий, территорий опережающего социально-экономического развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон, лесничеств и др.;
  2. Осуществления определения координат земельных участков и их площадей в рамках исправления реестровых ошибок по решению Росреестра;
  3. Заключать договоры подряда на выполнение кадастровых работ.

Если первые два пункта вполне себе логичные и целесообразные, то последний пункт не на шутку насторожил действующих кадастровых инженеров, да и все профессиональное сообщество в целом. Далее объясним почему.

В чем же суть опасений? Какие последствия ожидают кадастровое сообщество и потребителей их услуг после принятия новых поправок?

Действительность дня сегодняшнего такова, что в соответствии с действующим законодательством на кадастровые работы уполномочены аттестованные кадастровые инженеры, в обязательном порядке являющиеся членами СРО. Форма их деятельности может быть одной из двух: сотрудник юридического лица или индивидуальный предприниматель (подробнее о кадастровых инженерах читайте в нашей статье: «Кадастровый инженер - кто это и чем он занимается?»).
Т.е. кадастровые работы – услуга коммерческая, которая является основой частного бизнеса кадастровых инженеров, ввиду чего формируется рынок таких услуг.
Рынок кадастровых работ в свою очередь обеспечивает более гибкий подход к клиентам, как в вопросе сервиса, так и в вопросе цены. У клиента всегда есть возможность «разыграть тендер» и в результате выбрать наиболее подходящего исполнителя конкретно поставленных задач: сроки, стоимость, «под ключ» или совместными силами и пр. (кстати, найти проверенного специалиста в своем регионе можно с помощью каталога кадастровых инженеров).

Каждый кадастровый инженер несет персональную административную ответственность за предоставляемые им сведения в Росреестр.

Стоит ли говорить, что данные специалисты не просто беспокоятся о своей репутации, так еще и не хотят лишиться заработка, поскольку исключить из кадастровых инженеров могут по целому ряду причин.
Так вот поправки, которые пытаются внести в действующее законодательство о кадастровом учете, напрочь убьют рынок кадастровых работ. Фактически государство пытается создать институт государственных кадастровых инженеров, тем самым монополизировать отрасль. Стоит ли объяснять, чем чревато подобное явление?
Да, конечно, у кадастровых инженеров, являющихся сотрудниками ФКП в таком случае, будет безусловное преимущество перед представителями частного бизнеса, а именно безвозмездное использование государственных ресурсов, их информационное и административное превосходство.

Убить рынок частников: последствия новых поправок для потребителя кадастровых услуг

Однако минусы подобного подхода явно преобладают над подобными козырями ФКП.
Вы только вдумайтесь, ведь государство таким образом собственноручно создает абсолютно неконкурентные условия рынка кадастровых работ. Причем делается это очень тонко, с глубокими познаниями нашего менталитета. Ведь зачастую наши люди склонны думать: «раз государственное – значит надежнее», но нет, не надежнее, действительность совсем иная!
Договор об оказании услуг (подряда) заключается в обязательном порядке с любым кадастровым инженером, вне зависимости от формы его деятельно (реквизиты договора указываются в документах, подаваемых в Росреестр). Такой договор вы можете расторгнуть, требовать возмещения ущерба, привлекать к ответственности продавца и пр. в рамках условий договора и ГК РФ.
А представьте, что теперь продавцом будет государство. Сможете ли вы достучаться и потребовать свое назад в случае неисполнения условий договора, если в качестве ответчика будет выступать государственный орган? Многолетняя практика показывает, что спорить с гос. структурами себе дороже, в их случае принцип «клиент всегда прав» не работает от слова совсем.

Какие действия предпринимают кадастровые инженеры в борьбе за свою профессиональную деятельность?

Не может не радовать факт, что профессиональное сообщество не стало отсиживаться и отмалчиваться в сложившейся ситуации, а напротив действует очень активно и решительно: подписываются петиции, пишутся официальные письма и запросы в правительство.
Сам Борис Титов (уполномоченный при президенте России по защите прав предпринимателей) обратился к главе правительства Михаилу Мишустину с предложением уточнить формулировки поправок в части объемов и категорий кадастровых работ, фактически передаваемых в компетенцию ФКП. Также остается открытым вопрос о положении кадастровых инженеров — сотрудников ФКП, ведь по закону кадастровый инженер в обязательном порядке должен являться членом СРО, контролирующей их деятельность. В свою очередь Росреестр выполняет функцию государственного надзора за деятельностью СРО, а ФКП - структура подведомственная Росреестру, тем самым автоматически исключается непредвзятость и отсутствие аффилированных лиц в данной цепочке.
Ну что же, держим кулачки за тщательную доработку данного законопроекта и надеемся на гуманность и благоразумие сильных мира сего.

Комментарии

Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий.