Как поменяются правила кадастрового учета и регистрации недвижимости с принятием нового закона?

24 июля 2019 года на повестке дня Госдума рассматривала законопроект о внесении изменений в 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». В частности, депутаты решили установить сроки кадастрового учета и регистрации права собственности. Проект был предложен Самарской Губернской думой еще в декабре 2018 года и включен в программу рассмотрения.

Сроки кадастрового учета и регистрации прав по новому закону

Законопроект предполагает дополнить 218-ФЗ новой статьей, закрепляющей обязанность граждан обращаться с заявлением в Росреестр для того, чтобы зарегистрировать свои права на недвижимость и землю. Для этого даже будет установлен максимальный срок кадастрового учета – три месяца со дня возникновения законных оснований. На сегодняшний день собственник имеет право, а не обязанность регистрировать свои права и объекты недвижимости. И о сроках, в течении которых собственник должен поставить свою недвижимость на кадастровый учет, в действующем законе вообще не сказано ни слова.

Основания государственного кадастрового учета и регистрации прав:

Три месяца будут исчисляться с того момента, когда возникнут законные основания.

218-ФЗ в статье 14 содержит перечень оснований для кадастрового учета:

  • Акт госоргана о правах на объекты недвижимости;
  • сделка с недвижимостью (договоры купли-продажи, мены, дарения и пр.);
  • свидетельство о приватизации;
  • свидетельство о праве наследования;
  • решение суда;
  • свидетельство о праве собственности;
  • результаты кадастровых работ (межевой план, технический план, акт обследования, карта-план территории);
  • прочие обстоятельства и документы.

Любопытные факты складываются из практики кадастровых инженеров. По окончании кадастровых работ (межевание, подготовка техплана и др.) заказчику выдается документ в электронном виде для того, чтобы он отдал его на регистрацию. При этом, закон не устанавливает, в течение какого времени после подготовки межевого или технического плана заказчик должен подать заявление в Росреестр. Но требования к формату документов периодически меняются и если заказчик обратится, предположим с межевым планом через год после его подготовки, то скорее всего устаревшую версию межевого плана регистраторы завернут, и придется переделывать все заново. Возникает спорный вопрос: захочет ли возиться кадастровый инженер с переделкой бесплатно? После принятия законопроекта этот вопрос иссякнет, так как результаты кадастровых работ, которые в соответствии с 14 статьей являются непосредственным основанием для обращения в трехмесячный срок с заявлением в Росреестр.

Для чего нужен законопроект – пояснения Госдумы

Необходимость нововведений поясняется тем, что в настоящее время распространены случаи умышленного использования незарегистрированных объектов недвижимости. Отсутствие установленной обязанности и сроков кадастрового учета препятствует уплате имущественных налогов. Эти недостатки законодательства также на практике приводят к тому, что в органах Росреестра нет информации о значительном количестве объектов недвижимости. Кроме того, КоАПом предусмотрена ответственность по ст. 19.21 (несоблюдение порядка регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним), а привлечь нарушителей по этой статье по факту нельзя. Также Госдума поясняет, что положения законопроекта не будут распространяться на лиц, чьи права на недвижимость возникли до его вступления в силу.


Вывод

Новый закон подстегнет к проведению межевания, подготовке технических планов и получению различных разрешительных документов при совершении сделок с недвижимостью. И если сегодня кадастровый учет имущества – это действие желательное, но необязательное, то после принятия поправок – постановка недвижимости на кадастровый учет будет станет неизбежностью. Более того, за несоблюдение трехмесячного срока регистрации и кадастрового учета на правообладателя могут наложить штраф от полутора до сорока тысяч рублей.

Поделитесь

Комментарии

Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий.